Протесты с жертвами в Шри-Ланке отпугнули туристов и кредиторов

Правящий клан страны неохотно расстается с властью

Ухудшающаяся экономическая ситуация в Шри-Ланке, уже спровоцировавшая массовые уличные протесты, привела и к политическому кризису. Премьер-министр страны Махинда Раджапакса подал в отставку на фоне гибели нескольких людей и введении комендантского часа по всей территории островного государства. Однако брат главы правительства, президент Шри-Ланки, оставлять свой пост не намерен, что делает неизбежными дальнейшие волнения.

Правящий клан страны неохотно расстается с властью

Протесты в Шри-Ланке длятся уже несколько недель, но до сих пор носили преимущественно мирный характер. Среди требований демонстрантов — уход из политики клана Раджапакса, который за два десятилетия у власти присвоил все ключевые посты. Президентом страны является Готабая Раджапакса, сменивший на должности брата Махинду, получившего, в свою очередь, премьерское кресло. В кабмине также было немало родственников первых лиц государства.

По мнению жителей страны, именно клановый характер руководства привел к стагнации в экономике. Валютные резервы Шри-Ланки упали настолько низко, что страна не может позволить себе импортировать предметы первой необходимости, и это приводит к нехватке топлива, многих продуктов питания и лекарств. Люди были вынуждены терпеть ежедневные отключения электроэнергии до 10 часов вечера, что еще с марта разжигало массовые протесты.

В числе тех, кто выступил против правящей семьи, оказались даже ее бывшие сторонники, первоначально прельщенные продвигаемой кланом Раджапакса идеей доминирования сингальского буддизма: сингалы составляют более 2/3 населения Шри-Ланки. По их мнению, идеология не должна заменять собой действенную социально-экономическую политику.

Тем не менее наибольшая часть сингалов пока остается на стороне властей. Именно действия проправительственных демонстрантов в начале недели и привели к обострению ситуации на улицах. В Коломбо, крупнейшем городе страны, сторонники президента с палками и камнями напали на мирных протестующих, в результате чего полиция применила слезоточивый газ и водометы — против всех демонстрантов без разбора.

В ответ ожесточившиеся противники власти фактически начали акции возмездия: были подожжены дома и автомобили нескольких политиков, поддерживающих Раджапаксу, а также резиденция премьера. Власти ввели общенациональный комендантский час, однако несмотря на это по меньшей мере пять человек погибли и почти 200 получили ранения в ходе столкновений. О масштабе уличных конфликтов красноречиво свидетельствует и то, что в них уже непосредственно вовлечены политики. Так, например, недалеко от Коломбо один из представителей правящей партии открыл огонь по антиправительственным демонстрантам, блокировавшим его машину, убив при этом 27-летнего протестующего, а затем покончив с собой. По данным полиции, другой политик в южном городе Виракетия убил двоих и ранил пятерых граждан.

Хотя члены кабмина из семейства Раджапакса и были отправлены в отставку, глава правительства покидать пост не собирался. Еще 6 мая президент попросил брата уйти с должности, но тот ответил отказом. Однако спустя три дня, на фоне усиливающихся волнений Махинда Раджапакса все же подал прошение об отставке. «Многие заинтересованные стороны указали, что лучшим решением в условиях нынешнего кризиса является формирование временного общепартийного правительства. Поэтому я подал в отставку, чтобы можно было предпринять следующие шаги в соответствии с конституцией», — прокомментировал теперь уже бывший премьер свой поступок.

Отставка стала последней уступкой со стороны руководства Шри-Ланки, до этого президент согласился отменить поправку к конституции, которая концентрировала власть в его руках, и вернуть некоторые рычаги влияния парламенту. Но сам Готабая Раджапакса при этом категорично заявил, что он свой пост не покинет. Ожидается, что в ближайшее время президент пригласит членов всех зарегистрированных политических движений сформировать новый, межпартийный кабинет, уже прозванный «правительством единства».

«Решительно осуждаю насильственные действия, совершаемые теми, кто подстрекает к ним и участвует, независимо от политической принадлежности. Насилие не решит текущих проблем», — заявил глава государства. В то же время противники президента указывают на то, что именно провластные демонстранты перевели столкновения на новую стадию. Бывшие же сторонники Готы (как часто называют лидера страны) скептически отнеслись к отставке его брата, отмечая, что заявление экс-премьера было явно написано под принуждением и де-факто лишь усилит президентскую власть.

Судьба будущего «правительства единства» остается туманной: сингальское большинство может не одобрить ослабление своих позиций, в то время как и у противников Раджапаксы нет внятного плана реформ. А они необходимы в срочном порядке — страна уже объявила дефолт по своим миллиардным иностранным кредитам и сейчас ведет переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о новом экстренном транше. МВФ в свою очередь не спешил связываться даже с относительно стабильной в политическом плане Шри-Ланкой, не говоря уже о ее текущем положении. Протесты же ставят под угрозы и туристическую сферу, дающую порядка 10% ВВП государства — едва ли многие пожелают провести отпуск в охваченной волнениями стране с повсеместным комендантским часом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру