И не друг, и не враг, а — так: почему Восток и Юг не хотят афишировать отказ от изоляции России

Несмотря на беспрецедентное давление Запада, остальной мир готов продолжать с Россией экономическое сотрудничество

Упаднические заявления так называемых «все пропальщиков» о том, что от России отвернулся весь мир, к счастью, не находят подтверждения в реальности. Об этом заявили эксперты во время круглого стола: «Запад – не весь мир: провал политики изоляции и партнерство России на Востоке». Попытки США и европейских государств изолировать нашу страну от глобальных процессов не венчаются успехом. В первую очередь, потому что Запад, в привычном нам понимании, – это меньше четверти населения планеты. И сегодня Россия продолжает и активно развивает сотрудничество с Китаем, Индией, арабским миром, странами Латинской Америки.

Несмотря на беспрецедентное давление Запада, остальной мир готов продолжать с Россией экономическое сотрудничество

Запад – это не весь мир, утверждает директор Центра политического анализа Павел Данилин, а лишь 15% населения или 30 стран. Несмотря на санкции, только экспорт отечественной сельхозтехники вырос на 30%. При этом, отгрузка идет не в одни страны СНГ. Так, поставки в Венгрию выросли на 360% в денежном эквиваленте, а в Болгарию на 16%, что говорит о двойственном отношении к России даже внутри Евросоюза.

«Сейчас Вашингтон любит говорить от имени всего мира или как минимум всего цивилизованного мира. В историческом контексте Запад – это не значительный регион мира. На протяжении многотысячелетней истории человечества – это была периферийная зона. Именно в цивилизациях от Египта до Китая и произошли главные открытия. И только последние 500 лет началась эра Запада», — говорит заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Эксперт добавил, что расцвет Запада обычно называется эрой Великих географических открытий, на самом деле его можно охарактеризовать, как эру колониальных завоеваний. Господство западным цивилизациям досталось благодаря cверхэксплуатации и варварского уничтожения покоренных народов. Но Россию так и не удалось колонизировать, и начиная с этого момента времени, она фактически представляет собой антитезу Западу.

«Сохранить мир можно каким путем? Нужно сотрудничать с теми цивилизациями, которые тоже против гегемона. Запад ведет битву за положение господства. Сейчас будет жесткая борьба за ресурсы, а все они у нас есть, вся таблица Менделеева. И даже питьевая вода. Лет через 5-10 будут строить не газо- и нефте-, а водопроводы. Сегодня Россия экспортирует 40 млн тонн зерна, весь арабский мир, Латинская Америка, Африка без нашего зерна жить не могут», — считает аналитик Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО Вениамин Попов.

Как считают эксперты, под давлением Запада многие дружественные страны не высказывают России своей благосклонности напрямую. Многие игроки международной экономики приняли решение не эскалировать конфликт и принять нейтральную позицию.

«Что касается стран БРИКС, они понимают всю сложность и неоднозначность причин происходящего и голосуют из гуманных соображений за прекращение любого огня. Но Западу нужно больше, чем эта позиция. От каждой страны мира требуют поддержать санкции, то есть фактически заплатить из своего кармана. Звучат сегодня и опасения из стран третьего мира. Первое – это угроза голода из-за кризиса, вызванного конфликтом, второе – угроза арестов золотовалютных фондов. Неизвестно, кто попадет под санкции завтра», – говорит руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов.

«Китай совершенно однозначно расценивает ситуацию в мире как уход от однополярного устройства к подлинному многополярному. И он рассматривает себя как один из центров нового устройства. Экономические успехи Китая за последние 40 лет стали возможны в рамках интеграции в мировой рыннок. Но изначально ему отвели роль мастерской дешевых товаров. Когда Китай перерос ее, Запад начал против него торговую войну. Серьезные надежды питали китайцы с приходом Байдена, но он этих надежд не оправдал. И бойкот Игр в Пекине стал для них последней точкой. На фоне этого разочарования говорить о том, что Китай откажется от стратегического курса партнерства с Россией, нельзя. Как минимум мы предоставляем Китаю надежный континентальный тыл. Наши отношения прагматичны, они не основываются на эмоциях, а на взаимной выгоде», — рассказал о ситуации с КНР старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований Института международных исследований МГИМО Иван Зуенко.

«Индийские политические элиты придерживаются дружественного отношения к России. Они опасаются подъема Китая. Для Индии Москва – давний стратегический партнер. Индийцы болезненно относятся к вопросам суверенитета, поэтому они не приемлют санкций. Для них конфликт с Украиной – это как обычный конфликт где-то на периферии полуострова. Сейчас Индия превращается в технологический хаб, который поддерживает отношения и с Западом, и с Россией. Это позиция транзитера валюты и технологий. Что, с одной стороны, сулит хорошие деньги. Но с другой — крупный бизнес Индии очень неохотно работает с нами, так как опасается санкций. Поэтому нам придется учиться работать с более мелкими игроками», — пояснил ситуацию на полуострове Индостан руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Алексей Куприянов.

По словам директора Института Латинской Америки РАН Дмитрия Разумовского, у многих стран Латинской Америки невозможность подключения к санкциям урегулирована на законодательном уровне, поэтому они однозначно против политики отмены. Кроме того, из-за конфликта у них возникают проблемы со снабжением удобрениями из России. Поэтому у нас появляется возможность, так называемой зерновой политики. Когда, поставляя свое зерно страдающим странам, мы можем регулировать и отношения с ними.

Что касается стран Ближнего Востока, то, как объяснил научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Ибрагим Ибрагимов, подавляющее большинство стран сохраняют нейтральную позицию, они аккуратны в формулировках.

«Такая аккуратность имеет скорее выжидательный характер из-за отношений с США. Но их волнуют последствия, особенно поставки зерна. Саудовская Аравия и ОАЭ не будут увеличивать добычу нефти. Сейчас им выгоден баланс сил Россия—Запад, когда не в выигрыше никто из сторон, чтобы было удобнее продвигать свои интересы», — заключил эксперт.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру