Турция окончательно решила заставить Швецию и Финляндию «сдать курдов»

Анкара напомнила НАТО о недопустимости взаимных санкций внутри блока

Поддержка Стокгольмом и Хельсинки курдских группировок остается главным препятствием на пути двух стран в НАТО. Об этом после переговоров с финской и шведской делегациями заявила Турция, которая ранее и блокировала заявки на членство Финляндии и Швеции в блоке. В то же время вероятность компромисса сохраняется: Анкара выдвинула четкие требования со своей стороны, которые оказались куда менее радикальными, чем ожидалось. Теперь мяч на стороне финнов и шведов, которым предстоит выбрать между курдами и Североатлантическим альянсом.

Анкара напомнила НАТО о недопустимости взаимных санкций внутри блока

Хотя турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган на днях и заявлял категорично, что делегации из Стокгольма и Хельсинки могут даже не приезжать в Анкару с увещеваниями, на деле Турция оставила большое пространство для маневра. В среду в столице страны побывали финские и шведские представители, которые обсуждали проблему разблокирования их натовских заявок. Однако непосредственных результатов это пока не принесло.

Турция повторно озвучила свою озабоченность по поводу поддержки Финляндией и Швецией курдских группировок, признанных Анкарой террористическими. Согласно заявлению пресс-секретаря президента Эрдогана, Ибрагима Калына, турецкая сторона не снимет вето с заявок на членство в НАТО до удовлетворения кандидатами ее требований.

Условия, выдвигаемые Турцией, логичны и конкретны. Еще в середине мая стало известно, что Анкара потребует от Финляндии и Швеции экстрадировать находящихся на их территории членов Рабочей партии Курдистана (РПК) и организации ФЕТО, обвиняемой в организации попытки госпереворота 2016 года.

Кроме того, турецкая сторона ждет официального признания террористическими движениями действующей на территории Сирии курдской партии «Демократический союз» (PYD) и аффилированных с ней Отрядов народной самообороны (YPG).

Наконец, Анкара требует от Стокгольма и Хельсинки отмены санкций, введенных ими против нее в связи с масштабным наступлением в 2019 году на курдов на севере Сирии.

Оставляя за скобками тонкости турецко-курдского конфликта (и, шире, личной вражды Эрдогана и лидера ФЕТО Фетхуллаха Гюлена), нельзя не признать справедливость подобных требований, особенно по санкционному вопросу. Как подчеркнул Ибрагим Калын, недопустимо, чтобы члены такого объединения как НАТО вводили санкции против своих же партнеров по блоку.

Конечно, можно вспомнить, что у Анкары есть давние противоречия с Вашингтоном, который не стесняется использовать доступные ему методы давления (например, исключение из программы разработки и производства истребителей F-35). Но если американо-турецкие разногласия возникли уже в рамках НАТО, то впускать в альянс страны с изначально противоречащей ключевым интересам Анкары позицией было бы по меньшей мере странно.

«В отчетах, подготовленных в отношении PYD/YPG, мы объясняли, что эта организация совершала военные преступления, — отметил Ибрагим Калын (по данным Турции РПК и ее союзники ответственны за гибель 40 тысяч человек. — «МК»). — Мы заявили, что если опасения Турции в области безопасности не будут развеяны конкретными шагами, процесс не будет продвигаться вперед. Делегации получили наше сообщение. Они обсудят наши требования со своими лидерами и ответят нам».

Официальный представитель Эрдогана также подчеркнул, что Турция на протяжении последней декады неоднократно обращалась с запросами об экстрадиции членов террористических группировок в Финляндию и Швецию, но шагов навстречу не видела. Сейчас же, по его словам, Анкара наблюдает «позитивный подход» Стокгольма и Хельсинки в дискуссиях хотя бы об отмене оружейных санкций.

Статс-секретарь Финляндии Юкка Саловаара и госсекретарь по иностранным делам Швеции Оскар Стенстром, возглавлявшие делегации на пятичасовых переговорах, со своей стороны заверили, что примут во внимание позицию Турции.

В качестве козырей Анкара предъявила не только уже привычные общие обвинения в поддержке курдов финнами и шведами, но и свежие доказательства. Так, в частности, в день переговоров стало известно, что турецкие силы безопасности во время рейда в пещере, используемой как одно из убежищ РПК на севере Ирака, обнаружили противотанковые гранатометы AT-4. Это вооружение — результат совместных разработок Швеции и США, оно активно используется с конца 1980-х гг, но в Стокгольме никогда не сообщали об официальных его поставках курдам.

Более того, за день до появления сообщения о находке в арсенале курдских боевиков оружия шведского производства глава МИД Швеции Энн Линде в очередной раз подчеркнула, что снабжение идет лишь по линии ООН. «Конечно, мы не посылаем террористическим организациям ни денег, ни какого-либо оружия», — вторила ей и председатель шведского правительства Магдалена Андерссон. Проблема в том, что та же Рабочая партия Курдистана признана террористической на уровне ЕС, куда входит и Финляндия, и Швеция, но национальное законодательство позволяет классифицировать группировку иначе.

Как отмечают в Анкаре, не так давно Стокгольм решил выделить и $376 млн на поддержку курдских «Отрядов народной самообороны» к 2023 году, параллельно предоставив им противотанковое оружие и беспилотники.

Ожидается, что второй раунд переговоров состоится сразу же после того, как финский и шведский госсекретари получат ответы от руководства своих стран на турецкие требования.

Ранее считалось, что судьба финской и шведской заявок будет решена в результате закулисных переговоров Анкары и Вашингтона — этот вариант вполне вероятен и сейчас, если США пойдут на уступки Турции по вопросу тех же истребителей F-35. Однако сам турецкий подход демонстрирует, что Финляндии и Швеции, похоже, все равно вряд ли удастся войти в НАТО, не поменяв свою позицию. Ведь для эрдогановской администрации, которая готовит почву к будущим президентским выборам 2023-го, это вопрос не только стратегии, но и авторитета.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру