Авдеевский «Коксохим» сравнили с «Азовсталью»: ключ к Донбассу

На заводе оборудовано 7 бомбоубежищ, которые вмещают около 2,5 тысячи человек

Коксохимический комбинат-гигант в Авдеевке может стать второй «Азовсталью» для засевших там боевиков из батальона «Карпатская Сечь», входящего в «Правый сектор» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), карателей 72-й отдельной механизированной бригады имени «Черных запорожцев» и наемников. На предприятии площадью 325 гектаров немало подземных сооружений и бомбоубежищ. О том, может ли реализоваться этот сценарий, мы поговорили с военными экспертами.

На заводе оборудовано 7 бомбоубежищ, которые вмещают около 2,5 тысячи человек

Авдеевку, расположенную в 13 километрах к северу от Донецка, называют ключом к Донбассу. За восемь лет ВСУ и националисты превратили город в крепость. Как рассказали нам местные жители, вся Авдеевка и подступы к ней буквально изрыты траншеями с сетью бункеров, опорных пунктов и блиндажей. Там — четыре эшелона укреплений. Перекрывающиеся сектора артиллерийского огня, где «пристрелян» каждый метр, планировали иностранные инструкторы.

Именно из Авдеевки продолжают обстреливать Донецк из «Градов», тяжелой артиллерии, в том числе и американской гаубицы М777.

Союзные войска — Вооруженные силы РФ и ДНР — берут Авдеевку в огненное кольцо, отрезая украинским националистам пути снабжения, подвоз боеприпасов. Вот-вот будет перекрыта последняя свободная трасса. По оценкам специалистов, в котел могут попасть от 3 до 5 тысяч боевиков. Загнанные в мышеловку, они могут окопаться в подземельях «Коксохима».

По рассказам людей, которые успели покинуть город, на коксохимическом предприятии работали около 4 тысяч человек — почти каждый пятый житель Авдеевки. Многие ездили на работу из Донецка. До Авдеевки ходил прямой трамвай.

На заводе в специальных печах-батареях без доступа воздуха готовили «коксовый пирог». Загружали уголь и под воздействием высоких температур получали кокс — бездымное топливо высокого качества, которое используется в металлургии. Также производили сульфат аммония, нафталин, пек каменноугольный.

В годы вооруженного конфликта завод на полную мощность не работал, жизнь кипела только в нескольких цехах. Как только стало понятно, что Авдеевка вот-вот попадет в окружение, из города сбежали и местные власти, и все руководство коксохимического завода. Покинули Авдеевку и подразделения территориальной обороны.

Завод был законсервирован, отключен от газа. Его просто не стало в газотранспортной системе. Коксовые батареи заглушили — залили жидким стеклом. Но, как говорят работники, это все-таки непрерывное производство, и на площадках до последнего работали специалисты, которые поддерживали жизнь предприятия.

Авдеевка сейчас обесточена, воды в городе нет уже почти два месяца. На «Коксохиме», где находятся цистерны с различными бензольными соединениями, окопались наиболее мотивированные националисты, которые по уровню подготовки не уступают боевикам «Азова» (организация запрещена в РФ, признана террористической). Среди боевиков — и каратели 72-й бригады украинской армии, которые называют себя «Черными запорожцами». Их лозунг: «Украина или смерть!» Если оборона будет провалена, они могут спуститься в подземные укрытия коксохимического завода.

На предприятии, по рассказам бывших работников, оборудовано 7 бомбоубежищ, которые вмещают около 2,5 тысячи человек. В бункерах стоят генераторы, есть запас топлива, воды, еды и лекарств. Надо полагать, что боевики устроят там и склады с боеприпасами.  

Командир добровольческого батальона «Пятнашка» в ДНР Ахра Авидзба говорит, например, что с засевшими в бункерах националистами никто церемониться не будет. Если не сложат оружие в определенный срок, их «просто зальют бетоном».

Свой прогноз — может ли «Коксохим» стать для националистов второй «Азовсталью» — мы попросили дать военных экспертов.

— Я не думаю, что они планируют там окопаться, — говорит Владислав Шурыгин. — Всеми извлечены уроки «Азовстали». Главная проблема таких убежищ в том, что из них крайне мало выходов. Противник может не штурмовать, а просто контролировать все лазейки, что буквально хоронит всю засевшую в подземельях группировку. Выйти оттуда невозможно. Можно только идти на прорыв или, наоборот, сдаться.

Третий вариант: сидеть и ждать, когда у тебя закончится еда и вода. Тихо умирать. ВСУ попытались в лице «Азова» бесконечно сидеть и сражаться в катакомбах, ничего из этого не вышло. А так, конечно, пусть пытаются забраться в бункеры, мы только «за». Будут замурованы и обречены. 

Генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский, в свою очередь, обращает внимание на то, что «Азовсталь» и коксохимический завод в Авдеевке — принципиально разные производства.

— На «Азовстали» был настоящий подземный город с системой заглубленных помещений, проходов и туннелей, по которым ходили составы из одного цеха в другой, — говорит Евгений Бужинский. — Те, кто засели в бункерах, могли свободно перемещаться и появляться то в одной, то в другой «точке» огромного предприятия.

На «Азовстали» были две естественные преграды — пойма реки Кальмиус, которая простреливалась с завода насквозь, и Азовское море. На коксохимическом производстве, несомненно, есть бомбоубежища, но долго в них не усидишь.  

Генерал-лейтенант запаса подчеркивает, что контроль над Авдеевкой исключительно важен. Но, чтобы Донецк не обстреливали, надо очистить от вражеской группировки весь укрепрайон, включающий Славянск и Краматорск.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28798 от 7 июня 2022

Заголовок в газете: «Коксохим» не станет «Азовсталью»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру