В УК появится «конфиденциальное сотрудничество» со спецслужбами иностранных государств

С начала спецоперации это уже четвертое ужесточение законов

Думский Комитет по госстроительству и законодательству поддержал уже четвертый с начала спецоперации на Украине законопроект об ужесточении Уголовного кодекса ради защиты «от новых форм преступной деятельности и угроз государственной безопасности», пообещав доработать его ко второму чтению. Законом инициатива может стать к июлю.

С начала спецоперации это уже четвертое ужесточение законов
Фото: duma.gov.ru

Под внесенным в Госдуму 25 мая документом стоят подписи группы единороссов во главе с председателями думских Комитетов по безопасности и противодействию коррупции (Василий Пискарев) и по обороне (Андрей Картаполов). Ему сразу была дана «зеленая улица», что означает политическую поддержку Кремля. Первое чтение запланировано на 9 июня.

В заседании профильного Комитета по госстроительству и законодательству ни один из авторов участия не принял. О сути их предложений пришлось докладывать первому замглавы комитета Ирине Панькиной («ЕР»).

Появление законопроекта, сказала она, «обусловлено новыми вызовами, которые угрожают национальным интересам РФ, и новыми формами преступной деятельности». Слов «спецоперация на Украине» произнесено не было, но они подразумевались. Ответом на «новые вызовы» должны стать внесение изменений в пять действующих статей УК и две новые.

К примеру, «переход на сторону противника в условиях военного конфликта» правильно было бы считать госизменой и сажать на срок от 12 до 20 лет, полагают подписавшие инициативу. На такой же срок они хотят отправлять в колонию и за участие в деятельности незаконного вооруженного формирования за пределами России «в целях, противоречащих целям РФ». От 2 до 8 лет лишения свободы обещается за невиданное прежде в УК «конфиденциальное сотрудничество» со спецслужбами иностранных государств либо со связанными с этими спецслужбами международными или иностранными организациями. А за «публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства» в самом тяжком случае грозят сажать на срок от 5 до 7 лет.

В отзывах правительства и Верховного суда на законопроект высказано пожелание конкретизировать понятия и более четко все определить, сообщила г-жа Панькина. Между тем в заключении комитета нет ни одного замечания, ни одной ссылки на какие-то замечания правительства или ВС и ни одного даже робкого намека на возможность содержательной доработки текста ко второму чтению.

Хотя у некоторых депутатов инициатива единороссов вызвала, выражаясь словами первого замглавы комитета Юрия Синельщикова (КПРФ), «явное недоумение». Предлагается наказывать за участие граждан РФ в вооруженных конфликтах «в целях, противоречащих интересам РФ», заметил он, но «интерес РФ не всегда определен, не всегда понятен и иногда меняется». В качестве примера он привел армяно-азербайджанский конфликт, в котором «мы то одних поддерживаем, то других». Значит, сделал вывод г-н Синельщиков, «можно будет привлекать к ответственности человека тогда, когда захотим, и за то, за что захотим».

Остановился коммунист и на другой новелле. Сейчас, пока законопроект еще не стал законом, штраф в 300–500 тысяч, а то и от одного года до четырех лет колонии можно получить за участие на территории России в деятельности признанной нежелательной и запрещенной иностранной или международной неправительственной организации, если раньше гражданин наказывался за то же самое в административном порядке. Теперь же аналогично хотят наказывать и участвующих в деятельности нежелательной организации за рубежом. В реестре нежелательных, который ведет Минюст, — 55 научных, просветительских, гуманитарных, правозащитных и прочих организаций и фондов. Проводит такая организация, скажем, в Литве или Германии какую-то конференцию, участвуют в ней россияне, живущие за рубежом или приехавшие из России, — сначала накажут административно, а при рецидиве и уголовное дело могут возбудить.

«Сразу возникает вопрос, сколько будет таких дел и как их вообще можно расследовать. Нашим следственным органам, можно подумать, делать больше нечего, кроме как разбираться, что в Америке, в Африке или в Европе кто сказал», — заметил г-н Синельщиков.

Г-жа Панькина напомнила, что статья про «нежелательных» в УК появилась год назад, и тогда еще спорили, стоит ли ограничить ее применение территорией РФ. Решили, что стоит, потому что «сложность в доказывании и расследовании очевидна». Возможно, к этой теме вернутся и сейчас.

Тут Николай Брыкин («ЕР») высказал свое «субъективное мнение». Заверив, что за защиту национальной безопасности он «двумя руками», этот юрист по образованию признался, что шесть часов пытался разобраться в тексте законопроекта, но «там так все наворочено, в кучу всего набросано, и какая может тут быть правоприменительная практика!». Он предложил вернуть законопроект на доработку авторам. Но большинство членов комитета были за принятие в первом чтении.

«Законопроект чрезвычайно сложный, мы будем вместе с Администрацией Президента и правоохранительными органами его дорабатывать», — пообещал в завершение глава комитета Павел Крашенинников («ЕР»). «Уже ведем консультации», — заверила г-жа Панькина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28798 от 7 июня 2022

Заголовок в газете: Четвертая ступень защиты

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру