Архивы пролили свет на отношения Ватикана и нацистов

Был ли Пий XII «гитлеровским папой»: споры продолжаются

Ватиканские архивы начинают проливать свет на Папу Римского Пия XII, чей понтификат пришелся на времена Второй мировой войны. Этот глава Римско-католической церкви подвергался критике за то, что молчал во время преступлений нацистов.

Был ли Пий XII «гитлеровским папой»: споры продолжаются

Ватикан долгое время защищал своего папу времен Второй мировой войны Пия XII от критики за то, что он хранил молчание во время Холокоста, настаивая на том, что он тихо работал за кулисами, спасая жизни, рассказывает Associated Press. Новая книга, ссылающаяся на недавно открытые архивы Ватикана, предполагает, что Ватикан больше всего старался спасти жизни евреев, перешедших в католицизм, или детей от «смешанных браков» между католиками и евреями.

Документы, свидетельствующие о лихорадочных поисках свидетельств о крещении, списки имен новообращенных, переданные Ватиканом немецкому послу, и искренние просьбы католиков к папе найти родственников еврейского происхождения, содержатся в книге Дэвида Кертцера «Папа на войне», вышедшей на днях в США.

Книга следует за получившей Пулитцеровскую премию книгой Кертцера «Папа и Муссолини» о предшественнике Пия, Пие XI. Автор использует множество недавно опубликованных документов из архивов Ватикана, а также государственных архивов Италии, Франции, Германии, США и Великобритании, чтобы составить историю Второй мировой войны через призму папства Пия XII и его обширной дипломатической деятельности как со странами Оси, так и с союзниками.

«Количество материалов в этих архивах о поиске записей о крещении евреев, которые могли бы их спасти, действительно ошеломляет», — рассказал Дэвид Кертцер.

Как рассказывает Associated Press, 484-страничная книга и почти 100 страниц примечаний изображают робкого понтифика, которым двигал не антисемитизм, а убежденность в том, что нейтралитет Ватикана был лучшим и единственным способом защитить интересы католической церкви во время войны.

Кертцер, профессор антропологии и итальянских исследований в Университете Брауна, предполагает, что основной мотивацией Пия был страх: страх за церковь и католиков на оккупированных немцами территориях, если, как он считал до самого конца, победят страны Оси; и страх перед распространением атеистического коммунизма по христианской Европе в случае поражения стран Оси.

Чтобы развеять этот страх, пишет Кертцер, Пий избрал парализующую осторожность, чтобы любой ценой избежать конфликта с нацистами. Ватиканской газете L’Osservatore Romano был направлен прямой приказ не писать о зверствах немцев и обеспечить беспрепятственное сотрудничество с фашистской диктатурой Бенито Муссолини.

Это означало никогда не произносить ни слова публично, чтобы открыто осуждать массовые убийства СС, даже когда евреев сгоняли прямо у стен Ватикана, как это было 16 октября 1943 года, и сажали в поезда, направлявшиеся в Освенцим.

Кертцер заключает, что Пий не был «гитлеровским папой», как считают его критики, но он не был и защитником евреев, как утверждают сторонники понтифика.

Марла Стоун, профессор гуманитарных наук Американской академии в Риме, сказала, что книга «занимает позицию между предыдущими полюсами исторической интерпретации».

«Раньше выбор был такой: либо Пий XII был «гитлеровским папой», который глубоко симпатизировал нацистам, стремился к нацистско-фашистской победе, был одержим поражением Советов любой ценой и убежденным антисемитом», — сказала она. – Другая историографическая позиция заключалась в том, что Пий XII делал все, что было в его силах, чтобы помочь тем, кто страдал от нацистского и фашистского гнета, и что его просто сдерживали обстоятельства».

«Папа на войне» — одна из нескольких книг, которые начали выходить через два года после того, как нынешний папа Франциск досрочно открыл архивы Пия XII. Это дало ученым доступ к полному набору документации, чтобы ответить на нерешенные вопросы о Пие и о том, что он делал или не делал во время Холокоста.

Преподобный Петер Гумпель, немецкий расследователь, продвигавший застопорившееся дело Пия о причислении его к лику святых, утверждал, что папа не мог говорить более публично, потому что знал, что это разозлит Адольфа Гитлера и приведет к гибели большего числа евреев. Он упоминает случай с католическими епископами в Нидерландах, которые выступили против депортации евреев – и ответом гестапо: депортацией евреев, перешедших в католицизм.

Ватикан уже предпринял экстраординарный шаг в период с 1965 по 1981 год, опубликовав 11-томный набор документации, подготовленный группой иезуитов, чтобы попытаться опровергнуть критику молчания Пия, закрывавшего глаза на зверства нацистов.

Но даже собственный префект архивов Ватикана монсеньор Серджио Пагано недавно заявил, что инициатива, хотя и «достойная» в то время, теперь нуждается в пересмотре. Во время панельной дискуссии, организованной испанским исследовательским институтом в Риме, Пагано признал, что иезуиты «иногда просматривали половину одного документа, а другую половину нет», и что он узнал о некоторых «странных упущениях», которые теперь становятся очевидными. Но он настаивал, что в то время не было попытки скрыть неудобную правду, просто отсутствие полного доступа ко всем файлам и хаос быстрой работы с неорганизованным архивом.

Кертцер указывает в своей книге на два основных упущения: первое — это стенограммы серии секретных встреч между Пием и личным посланником Гитлера принцем Филиппом фон Гессеном, которые начались вскоре после избрания Пия и продолжались в течение двух лет. Секретный канал дал Пию прямую связь с Гитлером, которая ранее была неизвестна даже высокопоставленным чиновникам Ватикана в то время.

Вторым было полное содержание ноты главного дипломатического советника Пия по еврейским вопросам монсеньора Анджело Дель Аква, в ответ на просьбу Пия наконец сказать что-нибудь об облавах на итальянских евреев, которые ускорились осенью и зимой 1943 года.

По словам Керцера, ключевой пример приоритетов Ватикана произошел во время облавы на евреев Рима 16 октября 1943 года. В то холодное утро 1259 евреев были арестованы и доставлены в военные казармы недалеко от Ватикана для депортации в Освенцим. На следующий день после их захвата госсекретариат Ватикана получил от властей Германии разрешение направить в казармы посланника, который установил, что внутри «были люди, которые уже были крещены, конфирмованы и отпраздновали церковное венчание». В последующие дни государственный секретариат составил списки людей, которых церковь считала католиками, и передал их имена послу Германии с просьбой о его вмешательстве. Всего из 1259 первоначально арестованных около 250 избежали депортации.

«Для меня это означает, и я думаю, что это тоже новинка в книге, так это то, что Ватикан участвовал в отборе евреев, — сказал Керцер в интервью. – Кто будет жить, а кто умрет».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру