«Калибры» у России скоро закончатся»: Леонков ответил на слух

Эксперт сравнил эффективность наших высокоточных ракет и американских «Томагавков»

Большую часть задач по демилитаризации Украины решают высокоточные ракеты «Калибр». Многие помнят, как они отметились в Сирии по базам террористов. Теперь – применяются по украинским военным объектам. В Сети сравнивают характеристики «Калибров» с американскими крылатыми ракетами Tomahawk. При этом некоторые отмечают, что по Ираку и Югославии были выпущены тысячи «Томагавков», а российские «Калибры» над Украиной – не так часто. Из чего делается вывод: у России «Калибров» мало, они вообще скоро закончатся, работать по важным целям будет нечем.

Прокомментировать эти предположения и сравнить применение «Калибров» и американских Tomahawk («Томагавк», боевой топорик американских индейцев) «МК» попросил военного аналитика, редактора журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова. 

Эксперт сравнил эффективность наших высокоточных ракет и американских «Томагавков»
Фото: vitalykuzmin.net.

– Тактико-техническими характеристиками можно мериться сколько угодно, – говорит эксперт. – У тех и других в чем-то будет плюс, в чем-то минус. Но главное здесь – эффективность применения и универсальность.

Американские Tomahawk в основном применяются по наземным целям. А наши «Калибры» – это целое семейство ракет. Они сразу создавались как платформа и могут работать как по наземным целям, так по морским и даже подводным целям – есть и такого рода «Калибры». То есть мы создавали их как универсальное оружие, которое было нужно флоту для решения множества задач: и поражения морских целей, и огневой поддержки сухопутных группировок.  

Мы создавали ракету, которая может размещаться на кораблях, подводных лодках и сухопутных носителях. У нас, к примеру, есть ракетный комплекс «Искандер-М». На нем стоит ракета, очень похожая на «Калибр», – 9М729. Почему на нее американцы так и возбуждались, считая, что мы в «Искандер» просто засунули ракету «Калибр», и она полетит так же далеко, как летает с кораблей и подводных лодок.

 – Пусть возбуждаются. Ведь когда США вышли из договора по ракетам средней и меньшей дальности наземного базирования, наш президент сказал, что в ответ нам не составит труда «приземлить» наши морские ракеты. Так что –​ за что боролись… А «Томагавки» ставят только на надводные корабли?

– В основном. Они, правда, сделали подлодку Virginia Block V, на которую тоже поставили некий вариант Tomahawk. В начале в боекомплект лодки входило порядка 12 ракет. Потом его увеличили до 40. Но такая лодка у них пока в штучных экземплярах (к 2029 году должны войти в строй 9 таких субмарин. – «МК»).

А у нас «Калибры» стоят на подлодках ближней морской зоны проекта 636 «Варшавянка» и дальней морской зоны – подлодках проекта 677 «Северодвинск» и «Казань».

В Киеве говорят, что у нас вот-вот закончатся все «Калибры», и вот тогда у них начнутся «перемоги»...

– У нас носителями «Калибров» является целое семейство кораблей, начиная от малых ракетных. И у всех у них должен быть обеспечен боезапас. А стандартный боезапас корабля состоит не только из тех ракет, что находятся непосредственно на нем. Если, к примеру, говорить про ударную группу, то там комплект таких ракет находится еще и на кораблях обеспечения. И он должен быть там постоянно. Для этого оборонные заводы работают в постоянном режиме. А сейчас вообще в три смены. «Калибры» делаются и будут делаться. Их производство не останавливается. Так что в Киеве пусть не «беспокоятся» за нас, пусть о себе лучше подумают.

–​ Высокоточные ракеты – удовольствие недешевое. Всегда ли цель, назначенная такой ракете, равна по стоимости и значимости? Честно говоря, я думаю, «Калибры» экономят, особо ими не разбрасываются, бьют только по каким-то важным целям.

– Конечно, «Калибрами» почем зря не бьют. Неэффективно ни в экономическом, ни в военном плане бить из пушки по воробьям. Однако часто можно слышать неправильную оценку, когда говорят: давайте сравним, сколько стоит ракета, и тот «сарай», в который она попала. Дескать, это неэффективно!  На самом деле эффективность оценивается по-другому. Важно, что на самом деле было в том «сарае». А когда это выясняется, то потом говорят (условно, конечно): да туда еще нужно было и ядерную бомбу кинуть...

Безусловно, всегда требуется адекватно оценивать цели для уничтожения. Например, Кременчугский НПЗ, по которому прилетели «Калибры». Можно ли было его уничтожить другим оружием? Да, можно. Допустим, послать авиацию. Но при не до конца подавленной украинской ПВО наша авиация сразу получила бы зенитными ракетами, как говорится, по хвостовому оперению. Непонятно, вернулась бы оттуда часть самолетов или нет. То есть, когда выбираются средства поражения, прежде всего они оцениваются с точки зрения гарантированного результата выполнения боевой задачи и возможности потерь.

То есть вы хотите сказать, что когда мы не видим, что наши «Калибры» словно мухи летают над Украиной, этого просто не требуется?

– Если, к примеру, бить по дальним целям – за тысячу километров, то «Калибр», конечно, хорош. Украинцы пытались его сбивать – и где-то, говорят, сбивали. Но все-таки свои задачи «Калибры» в любом случае выполняли.

Американцы посчитали, сколько мы уже израсходовали наших высокоточных ракет с начала проведения спецоперации на Украине. Считали «Калибры», «Искандеры», «Кинжалы» и другие ракеты авиационного базирования – все высокоточные боеприпасы вместе взятые. У них эта цифра перевалила за 2000 единиц.

 Это много или мало? Можно сравнить с применением американцами своих Tomahawk?

– Можно. Я, например, посчитал, что начиная с 1991 года – то есть с первого применения «Томагавков» в Ираке по 2018 год, включая последний залп в Сирии, который они произвели еще при Трампе, 14 апреля 2018 года, – за все это время американцы использовали 2520 ракет «Томагавков».

–​ Получается, что мы сейчас только в спецоперации на Украине применили практически столько же?

– Да, но подчеркиваю: они считали не только «Калибры», но и все наши высокоточные ракеты. Это данные англосаксов.

–​ А если сравнить результативность их и нашего применения?

– У нас результативность выше. У американцев проколов было больше. В Ираке в 1991 году достигли своих целей 65% ракет «Томагавк». Если вспомнить Югославию, то там в 1999 году они использовали 412 «Томагавков». Из них достигла цели чуть больше половины. Эффективность была 55%, потому что там работала югославская ПВО. В Сирии в 2017-м эффективность Tomahawk была 39%, а в 2018-м – 20%.

Почему так разнятся цифры?

– Эффективность «Томагавков» зависит от эффективности противодействующей им системы ПВО.

–​ Украина ведь тоже в самом начале спецоперации имела сильную ПВО?

– Да. На Украине в самом начале специальной военной операции действительно была хорошая система ПВО, пока мы ее не уничтожили. И тогда единичные случаи уничтожения наших «Калибров» были. По ним работали украинские комплексы «Бук-М1», «Тор-М1» и «Оса». Но повторяю: все эти случаи были единичными.

–​ Когда по итогам спецоперации мы будем подсчитывать эффективность применения наших высокоточных ракет, как вы думаете, о каких цифрах может идти речь? Порядка 80%?

– Скорее выше. Можно говорить о 90-95-процентной эффективности. И пусть никто не надеется, что ракет нам не хватит. И сейчас, и в дальнейшем – всегда этих ракет у нас будет вполне достаточно.

Справка «МК»:

Сравнительные характеристики ракет «Калибр»/Tomahawk: масса боевой части – 450кг/340 кг; максимальная дальность полета – 2600км/1600км; маршевая скорость – 1000 км/ч/885км/ч; скорость при ударе – 3600км/ч/1200км/ч; вероятное отклонение от цели – 2-4метра/5-10метров.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру