Эксперт назвал отличие боевых самолетов будущего: лазерное оружие, интеллект

Самолеты 6-го поколения поведут в бой эскадрильи дронов

Военное авиастроение стоит на пороге революционного скачка. На смену самолетам 5-го поколения спешат боевые авиационные комплексы 6-го поколения, которые будут принципиально отличаться от предшественников. Так считает военный обозреватель, эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков, автор валдайской записки «Старикам есть место. Почему истребители времён холодной войны не уходят на покой и собираются делить небо с роботами».

Самолеты 6-го поколения поведут в бой эскадрильи дронов

Основная мысль эксперта – относительно недорогие самолеты 4-го поколения (в нашей авиации это семейство «Су-27», «Су-30», «МиГ-29») еще долго останутся в строю. А вот самолеты поколения «5» (у нас это Су-57, в США – F-22, F-35), скорее всего, широкого применения не получат и уступят место в боевом строю самолетам будущего. Эксперт назвал 5-е авиационное поколение «потерянным».  

Об основных чертах самолетов 5-го поколения известно: длительный полет на сверхзвуковой скорости, малая радиоэлектронная заметность, оружие внутри фюзеляжа, высокая автоматизация.

А вот что будет характерно для боевых самолетов 6-го поколения, которые уже разрабатываются в США (NGAD), Европе (FCAS) и Японии (F-X)? Александр Ермаков считает, что главное их отличие будет в качественно новых возможностях.

«Самолёты будут оснащаться ещё более мощными радиолокационными комплексами, - отмечает он. - Несколько антенных решёток, обеспечивающих круговой обзор в различных диапазонах, вероятно, станут стандартом».

Мощные излучатели, по его словам, «позволят не только ставить помехи, но и повреждать электронику противника направленным микроволновым излучением».

«Однозначно будет устанавливаться лазерное оружие, по меньшей мере, как средство самообороны от ракет, но, возможно, и как средство ведения боя на малой дистанции», - прогнозирует эксперт.

При этом, по его мнению, предстоит решить радикально увеличить энерговооруженность самолетов. «Истребители нового поколения неизбежно будут потреблять для нужд своего бортового оборудования намного больше электроэнергии, что потребует установки более мощных двигателей», - отметил специалист.

Но главное отличие 6-го поколения будет заключаться в увеличении бортового «интеллекта» и создании «электронного второго пилота». Электроника «возьмёт на себя функции, непосильные человеку, особенно занятому контролем и оценкой боевой обстановки и выработкой тактических решений».

«Такие сферы, как радиоэлектронная и киберборьба, применение лазерного оборонительного вооружения, потребуют нечеловеческой скорости реакции», - заключает эксперт.

Новые истребители будут действовать в одних боевых порядках с продвинутыми беспилотниками. В том числе и построенными на той же платформе, что и пилотируемый самолет. То есть в бой пойдут эскадрильи летательных аппаратов, где только одна машина будет пилотируемой, а остальная стая – беспилотная.

Пилотируемым машинам готовят роль командиров звеньев или даже более крупных авиационных подразделений, состоящих как из крупноразмерных дронов, повторяющих по боевым возможностям истребитель, так и меньших, возможно, запускаемых в воздухе беспилотников с более узкой специализацией – носителей сенсоров, постановщиков помех, узлов связи и ракетных платформ.

Словом воздушный бой авиации 6-го поколения все больше становится похожим в картинку фантастических блокбастеров, вроде «Звездных войн».

Командная машина может вовсе не использовать активные средства обнаружения и вооружение. Она будет получать по трудно перехватываемой и помехозащищённой (например, лазерной) связи информацию и отдавать команды.

Естественно, что в воздушном бою будущего такая командная машина будет лакомой целью. По выражению эксперта – «задача уничтожения командира будет напоминать цель поставить мат в шахматах». « С тем, впрочем, отличием, что никто не обещает, что электронная свита воздушного короля сдастся», - заключает эксперт.

Что со сроками? Американцы рассчитывают, что все это будет реализовано раньше 2050-х годов.

Эксперт считает, что 6-е поколения боевой авиации – это важнейший вызов для России. «Ведь тот, кто удержится на пьедестале, получит выгоду за потраченные усилия через военно-техническое сотрудничество, разовьёт свои профильные инженерные и смежные научные сферы и обретёт действительно твёрдые гарантии своей национальной безопасности», - отмечает эксперт.

Он назвал тяжелый российский беспилотник «Охотник» и концепт самолета Су-75 – «шагами в правильном направлении».

При обсуждении высказанных экспертом идей на площадке Валдайского клуба заместитель руководителя проекта Су-75 Алексей Булатов отметил, что количество требований к самолётам всё время росло. «Сейчас боевой самолёт — это летающий компьютер, обладающий поражающими функциями, - сказал он. - Разработка самолётов — это ступеньки опыта их создателей. Коллективу никогда нельзя останавливаться в работе».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру