Авиационные ракеты разрабатывает для ВКС России КБ «Вымпел». Как сказал Шойгу, новые ракеты будут использоваться самолетом 5-го поколения Су-57 и другими истребителями. По его словам, это повысит эффективность боевой авиации в воздушном противостоянии и увеличит номенклатуру поражаемых воздушных целей, в том числе малоразмерных и изготовленных с применением технологии «стелс».
Изготовленные по технологии «стелс» летательные аппараты обладают малой радиолокационной заметностью. Это, например, американские самолеты F-35, которых все больше у российских границ.
Что касается целей «малоразмерных», то тут гадать не приходится — это беспилотники, которые стали непременным атрибутом вооруженной борьбы.
Как сказал министр, уже в 2022 году первые серийные партии новых ракет малой и средней дальности поступят в авиационные части. Вот что по поводу новых ракет рассказал «МК» специалист в области авиационного вооружения, пожелавший остаться неназванным:
- Концепции воздушного боя у нас и у американцев принципиально разные. Мы своих летчиков всегда готовили ко всем видам воздушного боя, включая бои на на ближних и средних дистанциях. А у американцев установка всегда была такая — бить русских дальними ракетами, не сближаясь, в дальнем воздушном бою.
То есть они системно решали задачу: как можно на большем расстоянии обнаружить наш самолет и сбить его на большой дальности, лучше за сто километров. Отсюда, кстати, у них тренд на малую радиолокационную заметность своих самолетов - чтобы бортовые радары наших самолетов как можно дольше не видели противника. Они делают ставку на воздушный бой на дальних дистанциях. Словом, никаких благородных дуэлей, а бить противника, как слепого котенка.
А у нас наоборот. Летчиков учили, как завязать бой, как его вести на любой дистанции. Потому-то у нас и пушки на самолетах до сих пор остаются. В том числе на Су-57. На тот случай, когда ракеты израсходовал - добиваешь противника из пушки. А это уж точно можно сделать только в ближнем маневренном бою.
Мы в последние годы серьезно продвинулись в создании авиационных ракет большой дальности. А теперь вот признано целесообразным развивать сегмент авиационных ракет средней и малой дальности. Почему? Думаю, тому есть несколько причин.
Одна из них — необходимость эффективного уничтожения в воздухе малоразмерных, слабо маневрирующих целей, то есть беспилотников. Хотя, конечно, для борьбы с беспилотниками у нас есть и другие средства — те же зенитные комплексы, станции радиоэлектронной борьбы.
- Но беспилотники бывают разные. К примеру, стратегический американский беспилотник «Глобал хоук» может стоить нескольких самолетов.
- Эти беспилотники, как правило, к границам не приближаются. Их тоже надо бить дальней ракетой «воздух-воздух».
- А турецкие «Байрактары»?
- Их успешно бьют зенитчики. «Байрактары» на малой высоте не ходят. Их далеко «видят» наши радары. Зенитные ракеты их нормально достают. Но, судя по всему, задача борьбы с беспилотниками становится настолько насущной, что и авиацию на ее решение нацеливают.
К тому же есть еще один довод — экономический. Массовый беспилотник, как правило, это недорогой аппарат, а нам приходится тратить на его уничтожение дорогую ракету. Нам нужны дешевые управляемые ракеты «воздух — воздух», чтобы было оптимальным соотношение стоимости воздушной цели и средства поражения. Отсюда, думаю, и возник вопрос на совещании у Шойгу.
Ракеты средней и малой нужны также для борьбы самолетами и вертолетами украинских ВВС. Вернее, с тем что от этих ВВС осталось.