Оценены последствия военного столкновения Китая и США из-за Тайваня

Какие сюрпризы китайцы преподносят американцам

Американские военные аналитики оценили качества китайских военачальников, с которыми они предполагают вот-вот столкнуться из-за Тайваня. Они приходят к неутешительному выводу, что Китай может не пойти ни по одному из накатанных сценариев «правильной» войны, а предпримет что-то свое, особенное, не предусмотренное ни одной компьютерной программой. Какие сюрпризы может сделать американским «партнерам» и их союзникам Китай, рассказал генерал-лейтенант, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.

Какие сюрпризы китайцы преподносят американцам

– Юрий Николаевич, изучение командного состава вероятного или потенциального противника – явление абсолютно нормальное. Это практикуется всеми странами. Кто в США изучал китайских командиров?

– В первую очередь, разумеется, разведывательное сообщество. Ну, а эксперты осмысливают полученную информацию. Общество в США устроено так, что значительная часть экспертных выводов публикуется в СМИ. Так, каналом CNN недавно проанализирован новый 73-страничный отчет Национального университета обороны США по Китаю.

– Что конкретно исследовали американцы?

– Речь идет о китайском военном руководстве. В отчете расмотрена предыстория более 300 высших офицеров НОАК из ее пяти видов — армии, флота, военно-воздушных сил, ракетных войск и сил стратегической поддержки. Исследовался период в шесть лет, предшествовавших 2021 году. Ну, этот год для американцев почему-то – как некая веха в обострении «тайваньского вопроса».

– Силы стратегической поддержки – это что?

– Напомню, силы стратегической поддержки отвечают, в том числе, за операции в космосе, ведение кибервойны, некоторые разведывательные и информационные операции, наведение на цели. Это – новый вид вооруженных сил, образованный по указанию Си Цзиньпина в 2015 году.

– Какие выводы сделали американские эксперты?

– Со свойственным англосаксам снобизмом они сразу же заявили о «потенциальной слабости военных лидеров Китая». Разумеется, в сравнении с ними, великими и непобедимыми. Мол, китайские военачальники вряд ли имели опыт работы в какой-либо другой отрасли, кроме той, в которой начинали свою карьеру. Возможную ахиллесову пяту у Народно-освободительной армии Китая они видят в отсутствие так называемого перекрестного обучения командного состава.

– Что такое перекрестное обучение?

– Если очень схематично, то это – изучение еще нескольких военных специальностей, помимо основной. В армии США такая система введена с 1986 года.

Авторы отчета ехидничают, что «солдаты НОАК остаются солдатами, моряки остаются моряками, летчики остаются летчиками». В отчете говорится, что они редко выходят за пределы этих рамок: «Эта жесткость может снизить эффективность Китая в будущих конфликтах, особенно в конфликтах, требующих высокого уровня совместных действий». Предполагается, что силы НОАК увязнут в подобных действиях.

«Например, оперативные командиры редко имеют опыт карьерного роста в логистике, и наоборот, — говорится в отчете. - Оперативные командиры, которым никогда не нужно было достигать высокого уровня понимания логистики или технического обслуживания, могут не суметь оптимально использовать эти силы».

– То есть, по их мнению, китайцы не смогут организовать взаимодействие между своими видами и родами войск?

– Американцы основывают это свое утверждение на еще одном «ключевом отличии»: в США почти все четырехзвездные генералы имеют боевой опыт. В Китае же, по их мнению, почти половина оказались «профессиональными политическими комиссарами».

Более того, 58% американских офицеров служили в другой стране, в то время как ни один из китайских офицеров не имел опыта работы за границей.

Обнаружились и демографические различия между лидерами Китая и США.

«Старшие китайские офицеры были однородны по возрасту, образованию, полу и этнической принадлежности», — говорится в отчете. - Среди четырехзвездных офицеров китайские офицеры в среднем были старше своих американских коллег (64 против 60) и имели больше лет службы в армии (46 против 40)».

«Руководство армии США также было более разнообразным, с двумя женщинами и тремя афроамериканцами, по сравнению с однородным руководством НОАК (полностью мужчины и 99% ханьцев)», — говорится в отчете.

– Какой кошмар! А еще можно сравнить количество в обоих командных составах представителей секс-меньшинств…

– Ну, тут американцы лидируют с разгромным, «сухим» счетом. Таких в руководстве НОАК нет от слова «совсем». Откровенно говоря, я вообще не увидел никакого смысла в подсчете, сколько у них генералов-негров или прекрасных дам. На что это влияет в военном искусстве?

– Может, они таким образом подчеркивают свою демократичность и толерантность?

– И для контраста в отчете отмечается, что китайский лидер Си Цзиньпин сразу же ужесточил контроль над руководством НОАК, как только возглавил Центральный военный совет Китая. Он лично участвует в подборе старших офицеров.

«Все офицеры НОАК являются членами Коммунистической партии Китая и должны обладать достаточной политической проницательностью, чтобы продемонстрировать лояльность Си и его повестке дня», — говорится в отчете. - Си также осуществляет географическую ротацию высших офицеров внутри Китая, чтобы они не развивали «сети покровительства». Какие уж там трансвеститы?

– Насколько, на ваш взгляд, справедливы утверждения американских экспертов?

– В подавляющей части они надуманны, особенно насчет полного отсутствия у китайских офицеров боевого опыта. После Второй мировой войны китайцы успели повоевать и в Корее, и в Индокитае, Бирме, на Парасельских островах, во Вьетнаме, в Афганистане. В том числе, и против нас. И воевали они хорошо. А постоянно тлеющий пограничный конфликт с Индией? А сепаратистские выступления в Синьцзяне? Есть, где тренироваться. Уж наверняка за 46 лет службы тот, кто дослужился в Китае до генерала, порох понюхал.

Опять же, насчет этого перекрестного «опыления». Глубоко убежден, что командиру танковой дивизии совсем не обязательно вникать в маневры атомной подводной лодки. Достаточно знать ее возможности и на берегу договориться, когда можно войти в зону ее удара – после нанесения, разумеется, чтобы закрепить, так сказать, результат. И наоборот – чтобы подводники, ракетчики или артиллеристы сдуру не произвели «дружественный огонь». Да и с авиацией этот же комдив все может согласовать. Как говорил прославленный советский маршал Константин Рокоссовский, лучшее ПВО – это наши танки на аэродромах врага. Многие китайские офицеры и генералы учились в советских и российских военных учебных заведениях. А там преподавали все, в том числе и пресловутую логистику, и административное управление.

В общем, не американцам кичиться своим боевым опытом и кого-то поучать. А утверждение, что, дескать, китайцы не умеют организовывать боевое взаимодействие с родами и видами своих вооруженных сил, опроверг Карл Шустер, бывший директор по операциям Объединенного разведывательного центра Тихоокеанского командования США на Гавайях: «Негласный вывод исследования о том, что НОАК может быть не в состоянии проводить эффективные совместные операции, неуместен». Он сослался на недавние китайские учения вокруг Тайваня после того, как спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси посетила остров в начале августа. Эти учения произвели впечатление.

Шустер предостерег от использования этого доклада в качестве прогноза того, как НОАК может вести себя в войне. По его мнению, Китай отлично обучает своих военных.

Да, Шустер подсчитал, что Китай пока отстает от США примерно на четыре или пять лет с точки зрения возможностей организации взаимодействия, но предупредил, что недавние учения «предполагают, что они догоняют».

– Чего еще не учли или не заметили американские аналитики? Какие сюрпризы может преподнести Китай?

– Он уже их преподносит. Причем, весьма оригинальные и по-своему забавные. Например, CNN на днях сообщал, что недавно в китайской социальной сети Weibo появился видеоролик, который показывает, как выглядят беспилотники гражданского назначения, занимающиеся троллингом тайваньских военных. Военные Тайваня позже подтвердили, что эти «загадочные» аппараты действительно являются гражданскими дронами из материкового Китая.

Видео показывает подробные кадры военных объектов и персонала на отдаленных тайваньских островах Цзиньмэнь, сделанные с помощью дронов. Сопровождаемые саундтреками, от баллад до танцевальной музыки и множеством смайликов, клипы призваны подчеркнуть неподготовленность тайваньских войск.

Так, на одном видео запечатлен момент, когда четыре солдата из Тайваня понимают, что за ними наблюдает беспилотник, парящий в небе над их сторожевым постом. Застигнутые врасплох, они в ответ бросают камни в беспилотник, который приближается так близко, что можно разглядеть лица отдельных солдат.

Эта видеозапись стала вирусной в китайских социальных сетях и вызвала сотни комментариев, высмеивающих тайваньскую армию. Ролики, по сути, раскрывают поразительную уязвимость тайваньских военных объектов, которые китайские беспилотники способны фотографировать в любое время. Американские аналитики говорят, что кадры, которые транслируются по интернету, показывая военные объекты и персонал в мельчайших подробностях для всего мира, в лучшем случае смущают Тайвань, а в худшем - просто опасны. На тайваньских солдат, которые «находят свои лица», очень четко размещенные в китайских социальных сетях, оказывается психологическое воздействие. Их могут оскорбить и даже призывать к их убийству. Тайваньские СМИ сообщают, что такая «популярность» может повредить моральному духу солдат острова. В общем, островитянам расслабляться не дают.

– Получается эдакое комбинированное наступление. С одной стороны, – гражданский дрон с фотоаппаратом, с другой, – вместо камеры там можно закрепить что-то взрывающееся. Опасно. Как отреагировал Тайвань?

– Президент Тайваня Цай Инвэнь заявила, что вторжения беспилотников являются последним усилением давления Китая. По ее словам, это новый фронт в китайской тактике ведения войны в «серой зоне» для запугивания острова. И 1 сентября 2022 года, после предупреждения о том, что он воспользуется своим правом на самооборону, Тайвань впервые сбил беспилотник.

– Только один? Что сказали в Пекине?

– Пекин отмахнулся от обвинений во вторжении беспилотников, назвав их «пустяками». На вопрос о беспилотниках гражданского назначения, летающих в районе Цзиньмэнь, представитель министерства иностранных дел Китая недавно ответил: «Китайские беспилотники, летающие над территорией Китая, — чему тут удивляться?»

Китай даже не удалил видео из своего жестко цензурированного интернета и не остановил дальнейшие полеты дронов через свое, не менее строго контролируемое, воздушное пространство.

Пекин также не попытался наказать тех, кто стоит за такими полетами и съемками. Между тем, пролет дронов над собственно китайскими военными объектами карается тюремным сроком.

Кстати, Изабель Хилтон, журналист-международник и давний наблюдатель за Китаем, основатель China Dialogue, предположила, что за управлением подобными массовыми полетами могут стоять «государственные учреждения под видом народного движения».

Хилтон провела параллель с событиями в Южно-Китайском море, где Китай обвиняют в использовании некоего «морского ополчения» для подтверждения своих территориальных претензий путем наводнения спорных районов сотнями якобы гражданских рыбацких лодок.

– Значит, прием не нов? Захват пространства явочным путем?

– Западные эксперты говорят, что ополчение, которое иногда называют китайскими «голубыми человечками», финансируется и контролируется Народно-освободительной армией. Китай не признает их существования, а на вопросы называет их «морской милицией».

Но эксперты утверждают, что у Пекина есть параллельный военно-морской флот, существование которого он даже не признает. Хилтон полагает, что в обеих сферах идеальным результатом для Китая является получение преимущества «без привлечения военных».

– Как Тайвань может противостоять нашествию дронов?

– Ну, во-первых, сбивать. Но их могут быть десятки, а то и сотни. Острова Цзиньмэнь, большая часть которых находится под контролем Тайваня, расположены всего в нескольких милях от города Сямэнь на материковом Китае, и в сотнях миль от столицы Тайваня Тайбэя, они крайне уязвимы. Вот из парка Сямэня дроны и летят.

Во-вторых, как советует Пол Хуанг, научный сотрудник Тайваньского фонда общественного мнения, некоммерческого неправительственного аналитического центра, можно попросить китайского производителя DJI, чей логотип появился в нескольких видеороликах о троллинге, сделать острова Цзиньмэнь зоной ограниченного доступа в своей базе данных — шаг, который не позволит операторам запускать туда дроны.

Если DJI откажется подчиниться, предлагает Хуанг, Тайвань может исключить ее со своего рынка, что нанесет еще один удар по компании, которая уже была добавлена ​​в черный список инвестиций США из-за ее предполагаемых связей с китайским государством.

А пока пляжи островов Цзиньмэнь уже 70 лет усеяны ржавыми шипами против китайского десанта – ну, хоть что-то.

– Вместо беспилотников DJI будут запускаться изделия других фирм.

– Да, поменять одни дроны на другие - это не проблема, сейчас Китай – мастерская мира. Но важен сам нестандартный подход, который не был предусмотрен в американских военных учебниках. И таких приемов и подходов будет еще немало, Восток – дело тонкое. Ведь война во Вьетнаме для американцев оказалась совсем иной, чем с Японией или в Корее. А боевые действия в Афганистане не походили на «Бурю в пустыне». И только Бог знает, что ждет США в случае военного столкновения с Китаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру