Чилийский инцидент: как отвергнуть текст новой Конституции

Страна до сих пор живет по Основному закону времен Пиночета

4 сентября в Чили произошло важное политическое событие. Гражданам страны предстояло одобрить проект обновленной Конституции. Но этого не произошло. 62% избирателей отвергли предложенный вариант.

Страна до сих пор живет по Основному закону времен Пиночета

Чтобы понять важность этого события, нужно помнить, что демократическое Чили живет по Основному закону, принятому в 1980 году диктатором Аугусто Пиночетом. Несмотря на то что впоследствии власти внесли поправки, существенно его изменившие, все формально подчинялись прежним порядкам.

Старт переменам в Чили был дан 5 октября 1988 года. В этот день прошел плебисцит. С его помощью тиран намеревался продлить пребывание у власти на восьмилетний срок. Но относительное большинство людей, участвовавших в процедуре по призыву объединенной оппозиции, воспротивилось задумке. 55% граждан высказались против увеличения мандата. Вердикт открыл дорогу к первым за тридцать лет свободным выборам. Президентские баталии состоялись 14 декабря 1989 года. На них победил лидер христианских демократов Патрисио Эйлвин. Стартовал постепенный транзит. Этому и последующим правительствам приходилось действовать крайне осторожно.

Присутствие диктатора на арене ощущалось и после передачи полномочий. Он сохранил пост главнокомандующего сухопутными войсками и пожизненного сенатора. Фигурально выражаясь, правительства оказались стреноженными. Демонтаж системы осуществлялся без резких движений, постепенно, по мере изменения соотношения сил. Эта операция требовала предельной осторожности, напоминала работу сапера на минном поле. Любой неосторожный шаг мог привести к взрыву.

При социалисте Рикардо Лагосе в июле 2002 года произошло знаковое событие. 86-летний Пиночет оставил пост пожизненного сенатора. В мае 2005 года парламент одобрил важнейшие законопроекты. Все без исключения сенаторы должны избираться гражданами путем прямого голосования. Ранее восемь из них назначались напрямую диктатором. Второй декрет позволял президенту назначать и сменять командующих родами войск. Под руководством социалистов и христианских демократов осуществлялась регулярная смена всех ветвей власти снизу доверху.

Позднее процесс углубился. Президент стал баллотироваться на 4 года, с правом выдвигаться вторично спустя один срок по завершении предыдущего мандата. По такой схеме действовала президент Чили Мишель Бачелет. Она проводила ярко выраженную социальную политику. Намеревалась принять новый Основной закон, но не сумела добиться согласия оппозиционных партий. Проблема продолжала остро стоять в повестке дня. Следующий глава государства, мультимиллионер, деятель правого толка Себастьян Пиньера, пришедший вновь к правлению, надеялся снискать лавры деятеля, добившегося одобрения новой Конституции.

После его возвращения к руководству страну захлестнула волна мощных протестов в 2019 году. Детонатором взрыва массового негодования стало незначительное повышение стоимости проезда в столичном метрополитене. Затем нагрянула пандемия. Властям пришлось сконцентрироваться на ином направлении. Когда напасть слегка отпустила хватку, Пиньера стал реализовывать задумку.

Состоялся плебисцит, призванный дать ответ на вопрос: желают ли граждане иметь новую Конституцию или сохранить старую. 78 с лишним процентов поддержали идею, остальные высказались за сохранение прежнего варианта.

Общество подтвердило намерение обрести новую Конституцию. Оставалось запустить механизм подготовки и последующего одобрения документа на референдуме. Процесс пошел. Люди хотели покончить с прошлым.

14–15 мая 2021 года граждане посредством голосования избрали конституционный конвент в количестве 155 человек. Ему надлежало разработать и вынести на референдум новый Основной закон.

Особенность конвента заключалась в его паритетном характере. 45% кресел завоевали представительницы слабого пола, 17 мест отводилось коренному населению мапуче. Правящая команда получила 37 мест. Это означало ее неспособность влиять на принятие решений. Специфика процесса в том, что ведущими игроками, призванными подготовить судьбоносный документ, стали не партии, а лица, отобранные посредством свободной селекции.

Общество, прежде всего низы, полагало, что в документе в какой-либо форме воплотится мечта о социальной справедливости, которой так недостает рядовым гражданам, представляющим абсолютное большинство. Люди надеялись, что верховую власть обяжут заботиться не только о состоятельных и обеспеченных верхах, но и о тех, кто вносит решающий вклад в процветание общества, что часть баснословных доходов от меди перепадет простым людям. Рассчитывали на уменьшение финансовой нагрузки на студентов высших учебных заведений. Это обстоятельство сплошь да рядом вынуждало родителей закладывать и перезакладывать жилищную собственность, ютиться на улице. Имелась и масса других проблем, требовавших разрешения. Все они были зафиксированы в проекте.

В результате документ, отвергнутый большинством избирателей, оказался слишком левым, даже левацким. Это выразилось в том, что в нем якобы прописано создание многонационального государства по примеру Боливии и Перу. Хотя коренного населения там меньшинство. Кроме того, сомнительным было намерение ликвидировать верхнюю палату по примеру Венесуэлы. Граждан беспокоило то, что приоритет не отдан крепнущему среднему классу, играющему значительную роль в экономической жизни. Помимо этого они опасались, что ущерб будет нанесен другим слоям, которые и при кардинально обновленной прежней Конституции чувствовали себя вполне комфортно. Резюмируя, подчеркнем, граждане желали, чтобы документ отражал мнение всех, а не одного сегмента.

Но молодой президент, поднявшийся на волне студенческих протестов 2019 года, готовился к такому исходу, не терял оптимизма. Собрал всех без исключения лидеров политических партий и влиятельных общественных организаций для обмена мнениями об итогах произошедшего. Обсудил с ними возможность создания репрезентативной комиссии по подготовке в обозримой перспективе обновленного варианта.

Остается надежда, что многострадальная страна в конце концов обретет новый Основной закон, отвечающий велению времени. Есть ощущение, что многие граждане, отвергнувшие проект, сами того не ожидали, что окажутся в большинстве, думали, что выражают лишь свою точку зрения. Но это личное мнение скромного исследователя, трижды побывавшего в этом очаровательном краю и общавшегося с людьми, придерживавшимися различных убеждений.

Теперь кажется, что левые, правые, а также центристы продемонстрируют обоюдную готовность сесть за стол переговоров и путем уважительного диалога решить накопившиеся проблемы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28881 от 3 октября 2022

Заголовок в газете: Чили: медленный уход от диктатуры

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру