Русский вертолетчик назвал Сирию «детским лагерем» по сравнению с Украиной

«По моей группе было семь пусков ракет»

Армейская авиация с первых дней участвует в специальной военной операции. Авиационная поддержка выручает пехоту на земле. Корреспонденту «МК» довелось побывать на базе смешанной вертолетной эскадрильи, пообщаться с асами и понаблюдать за их работой «вживую».

«По моей группе было семь пусков ракет»

Ранним утром на аэродроме - тишина. Грозную технику — ударные вертолеты Ми-28, Ми-24, Ка-52 «Аллигатор» - только начинают готовить к вылетам. Одна из винтокрылых машин бросается в глаза: на фюзеляже нарисована улыбающаяся акула.

Пока есть время, спешу к летчикам, чтобы задать вопросы до вылета. Командир смешанной вертолетной эскадрильи рассказывает, что экипажи, которые здесь выполняют боевую задачу, прибыли из разных уголков страны. География, как в песне, от южных гор до северных морей, от Крыма до Дальнего Востока. В подтверждение — символический «нулевой километр» у штаба эскадрильи - столб с деревянными табличками, на которых названия городов и расстояние до них.

Про летный состав офицер с гордостью говорит: настоящие профессионалы, готовые выполнять любые поставленные задачи.

- Мы, как можем, помогаем общевойсковым подразделениям и пехоте в продвижении вперед, - делится командир. - Они заказывают авиацию, ждут ее помощи. Наша работа поднимает моральный дух бойцов и приближает нашу общую победу.

По словам офицера, в среднем экипажи выполняют до трех боевых вылетов в день. Когда требуется срочная поддержка пехоты, работают и в ночное время.

По противнику ведут огонь как управляемым вооружением, так и неуправляемым. Есть на «вертушках» и пушечное вооружение.

- Управляемое вооружение это, например, противотанковые ракеты. Их основная цель - бронированная техника противника и укрепленные точки.

Огонь вертолетчики способны вести с расстояния почти в десять километров. Приходится учитывать, что противник буквально напичкан переносными зенитными комплексами. Помимо того, что винтокрылые громадины сами по себе бронированные, для их защиты также применяются тепловые ловушки и различные тактические приемы и хитрости. Узнать поподробнее про эти самые хитрости офицер предложил у самих летчиков.

Андрей, командир звена. Летает на вертолете Ка-52, В зону специальной военной операции направлен из крымского авиаполка. За семь месяцев довелось побывать на многих направлениях, признается офицер. Везде были свои сложности и свои нюансы, но задачи выполняли.

- И рельеф, бывает, усложняет нам задачи, и даже большое количество проводов. Потому что их приходится «перепрыгивать», набирая высоту. А это раскрывает местоположение вертолета, который попадает в зону действия средств противовоздушной обороны противника.

Летчик рассказал, что преимущественно вертолеты летают на высотах от пяти метров и выше.

Вертолет Ка-52 Андрей считает очень надежной машиной, с большим запасом мощности и маневренности. Вооружение - управляемые ракеты. Из больших плюсов - бортовой комплекс обороны, который позволяет отражать атаки ПЗРК с вероятностью в девяносто процентов, что, безусловно, придает летчикам уверенности в своей безопасности.

- Что это за комплекс?

- Комплекс элементов, позволяющий обнаружить пуск ракеты по вертолету и способный увести ее в сторону, чтобы избежать поражения машины и экипажа.

- Под огонь зенитных ракет попадали?

- Конкретно по моей группе было семь пусков ракет, но знаю случаи, когда по нашим гораздо больше пускали ракет. Несколько раз буквально своими глазами видел, как защита уводила в сторону летящую на нас ракету.

На просьбу рассказать о тактических хитростях Андрей с улыбкой отвечает: это уже военная тайна. Если раскрыть все хитрости, то они уже не будут ими являться. Зато соглашается рассказать о самом памятном боевом вылете.

- Мы выполняли задачу по уничтожению противника в одном из районов. Чтобы отвлечь наше внимание, украинские военные выставили в поле три танка. Прямо на открытой местности. Вроде приманки. А в глубине, в лесопосадке разместили зенитный ракетный комплекс «Оса». Цель у них была - выманить наш экипаж на эти танки и потом поразить из «Осы».

Когда мы увидели цели, сразу подумалось: как-то все слишком просто, а в ведь противник все же далеко не глуп. Знаете, такое предчувствие нехорошее появилось.

Мы вышли в этот район в составе пары, приступили к прицеливанию, и тут мой летчик-оператор увидел как раз зенитный комплекс. Тут же приняли решение применить ракету именно по нему. Через пару секунд заметили, что «Оса» также выполнила по нам встречный пуск ракет «земля - воздух».

Спас комплекс бортовой обороны. Мы резко сманеврировали, снизили высоту, и как раз тогда перед носом вертолета прошла ракета противника. Летчик-оператор продолжил удерживать цель, и довел нашу ракету, что привело к поражению украинского комплекса. Получилась такая своеобразная дуэль вертолета с зенитно-ракетным комплексом.

- Вы сказали, что было плохое предчувствие, а вообще летчики суеверные люди?

- Наверное, все же да. Хотя это проявляется больше не в каких-то суевериях, а в отношении к технике. Утром летчики здороваются со своими машинами, кто-то нос потрет, кто-то по крылу погладит. Все относятся к своему вертолету не как к бездушной машине, а как к боевому товарищу. Не один раз они нам жизнь спасали.

Андрей рассказал, что командиром вертолета Ка-52 летает уже с 2012 года. На момент начала спецоперации летчик уже имел боевой опыт, полученный в Сирии.

- Есть отличия здесь и там?

- Небо и земля. Большинство из тех, кому довелось побывать и там, и здесь, называют Сирию детским лагерем. Там, конечно же, у противника не было такого количества вооружения и техники, да и уровень подготовки разнится на порядок.

По словам офицера, несмотря на то, что география их коллектива достаточно разнообразна на слаженность работы экипажей и групп это никак не влияет. После каждого нестандартного вылета военные делятся опытом, разбирают ошибки, обсуждают варианты решения.

- Учимся в процессе здесь на земле. В небе учиться будет уже поздно.

***

Успех боевого задания, конечно, зависит не только от летчика, но и от штурмана. Он прокладывает курс, сверяет его в полете, следит за навигационными приборами. А еще - рассчитывает время полета в зависимости от ветра на той или иной высоте, необходимое количество топлива на полет, минимальную безопасную высоту по отдельным участкам маршрута. Перечислять можно долго.

Александр - штурман вертолета Ка-52. Симпатичный светловолосый молодой человек рассказывает, что в зоне специальной военной операции находится практически с самого начала.

Главная задача, по словам офицера, если выражаться простым языком, заключается в том, чтобы доставить воздушное судно из точки «А» в точку «Б» и точно поразить цель. Штурман помогает командиру как в штатных ситуациях, так и в нештатных. 

- Я его правая рука, - делится Александр. - Во всех смыслах - в кабине штурман даже сидит справа от командира.

Управление вооружением тоже возложено на штурмана, чтобы не отвлекать летчика от пилотирования.

- Что самое сложное в вашей работе?

- Основные сложности - когда на боевом курсе идешь группой на удар, а цели находятся рядом. То есть чтобы их четко поразить, нужно двум вертолетам находиться тоже рядом. Во время удара нужно сделать маневр, выстрелить точно в цель и уйти от противника. Но это надо делать своевременно, синхронно, Без хорошей подготовки экипажей справиться будет очень сложно.

Особенность работы противотанковыми управляемыми ракетами, по словам Александра, в том, что ПТУР применяется на удалении восемь километров, и потому нужно заранее обнаружить и распознать цель, что с учетом рельефа местности часто трудно сделать.

С выбором профессии, рассказывает Александр, определился еще в детстве, хотя в его семье никого из военнослужащих до этого не было. Говорит, что всегда мечтал о полетах. В 2020 году закончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов.

- Это самая настоящая мужская работа, - убежден молодой офицер.

Вспоминает, что когда узнал, что едет в зону спецоперации, первое, что испытал — чувство неопределенности.

- Но, человек же привыкает ко всему, вот и мы привыкаем. Работа есть работа, - уверенно говорит Александр.

***

И вот команда «по машинам!» Вертолеты уже готовы, заправлены и проверены. Лопасти винтов начинают медленно вращаться, постепенно набирая обороты. За гулом уже невозможно различить слова рядом стоящего человека, а поток воздуха сбивает с ног. Еще пару минут, и вертолеты неспешно поднимаются в небо, вставая на заданный курс.

Успехов вам и главное - возвращайтесь. Всегда.

Как менялось лицо Зеленского с начала спецоперации: кадры президента Украины

Как менялось лицо Зеленского с начала спецоперации: кадры президента Украины

Смотрите фотогалерею по теме

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28898 от 26 октября 2022

Заголовок в газете: «По моей группе было семь пусков ракет»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру