Президент ЮАР попал в опасный для России скандал из-за буйволов

Южноафриканскому лидеру пригрозили импичментом

В Южной Африке разгорается политический скандал вокруг 70-летнего президента страны Сирила Рамафосы, которому может грозить импичмент. И этот скандал в далекой стране на юге Черного континента рикошетом может ударить и по интересам России.

Южноафриканскому лидеру пригрозили импичментом

Сирил Рамафоса стал президентом ЮАР в 2018 году и год спустя привел правящую партию Африканский национальный конгресс (АНК) к победе на всеобщих выборах. Политик свою кампанию строил на антикоррупционной платформе, получив большую поддержку избирателей после бурного девятилетнего правления своего предшественника-популиста Джейкоба Зумы, который был вытеснен с президентского поста после серии скандалов.

Рамафоса с тех пор изо всех сил пытался провести столь необходимые Южной Африке реформы, сталкиваясь с ожесточенным сопротивлением со стороны сторонников Зумы (напомним, что решение отправить экс-президента за решетку привело в июле прошлого года к беспорядкам в ЮАР).

Ранее Рамафоса был профсоюзным активистом, которого Нельсон Мандела в свое время благословил выдвинуть свою кандидатуру на пост президента АНК. Но при этом он известен как весьма небедный бизнесмен, который заработал состояние во время перерыва в политической карьере (в 1990–2000-е годы был в жизни Рамафосы такой период).

В частности, известно, что ему нравится разводить и выращивать ценных животных, в том числе крупный рогатый скот. По состоянию на 2015 год состояние бывшего революционера оценивалось в 450 млн долларов. Эти коммерческие и личные интересы теперь угрожают президенту ЮАР преждевременным завершением его политической карьеры.

Поводом к скандалу стала озвученная еще летом информация о том, что в начале 2020 года крупная сумма наличных – от 500 тысяч до 5 миллионов долларов – была украдена с личного ранчо Рамафосы в Пхала Пхала (провинция Лимпопо). Утверждается, что украденные деньги были спрятаны в кожаном диване.

Судя по всему, есть подозрения, что пропавшие наличные не были задекларированы в соответствии со строгими местными правилами по борьбе с отмыванием денег или для уплаты налогов. Об этой краже в полицию и налоговую службу также не сообщалось. Вместо этого утверждается, что глава государства поручил своей службе безопасности расследовать похищение, причем виновные, как сообщается, были задержаны и им якобы заплатили за молчание.

В связи с тем, что хищение денег произошло на президентской ферме, где разводят буйволов, местные СМИ окрестили скандал «Farmgate».

Теперь независимая комиссия, назначенная парламентом, сообщила об обнаружении доказательств правонарушений, которые могут быть квалифицированы как грубые проступки, нарушение конституции и нарушение президентской присяги. Все этом весьма неприятно для президента, избранного под лозунгами искоренения коррупции и восстановления честности в общественной жизни. Но настоящая проблема заключается в том, что парламент может объявить импичмент Рамафосе.

Сам президент настаивает на своей невиновности. По его версии, украденные деньги были получены от продажи буйволов с его фермы одному суданскому бизнесмену и что о краже было сообщено главе службы безопасности президента. Согласно рассказу главы государства, животные были проданы суданцу Мустафе Мозамеду Ибрагиму Хазиму в конце 2019 года за 580 тысяч долларов. И управляющий фермы сначала поместил эти деньги в сейф, а затем переложил их в диван в одной из спален в особняке. Как объяснил Рамафоса, менеджер поступил так, «потому что считал это самым безопасным местом, так как полагал, что никто не ворвется в президентский дом».

Согласно словам Рамафосы, когда произошла кража, он находился на саммите Африканского союза в Эфиопии, и узнав о случившемся, он проинформировал генерала полиции Уолли Руда, возглавлявшего службу президентской охраны.

Президент также оспаривает утверждения своих обвинителей о том, что сумма, спрятанная на его ферме, превышает 4 миллиона долларов: «Некоторые клевещут про меня и деньги. Хочу вас уверить, что все это были деньги от выручки от продажи животных. Я никогда и нигде не воровал денег. Будь то от наших налогоплательщиков, будь то от кого угодно. Я никогда этого не делал. И никогда этого не сделаю».

Но комиссия, расследующая скандал, пришла к выводу, что представленных главой государства объяснений недостаточно и что Рамафоса мог нарушить конституцию и свою присягу, получив дополнительный доход в качестве президента.

Как бы то ни было, парламент должен проголосовать за то, состоится ли импичмент. Для этого шага потребуется большинство в две трети голосов, а это означает, что около половины членов АНК должны будут голосовать вместе с оппозиционными партиями. Такой расклад выглядит маловероятным, потому что Рамафоса долгое время считался лучшим кандидатом партии на всеобщих выборах, ожидаемых в 2024 году. Но даже если импичмент состоится, то это будет долгий процесс.

Сирил Рамафоса по-любому столкнется с попыткой заменить его на посту лидера Африканского Национального Конгресса на партийной конференции в следующем месяце. И если он потеряет место главы правящей партии, ему будет трудно долго удержаться на должности президента ЮАР. На этом фоне в южноафриканских СМИ появились предположения, что Рамафоса может уйти в отставку уже в эти выходные, а не вступать в затяжную борьбу за то, чтобы остаться на своем месте.

После новостей о возможном импичменте резко упала национальная валюта – ранд, отражая опасения международных рынков в отношении политической стабильности страны и дальнейшей судьбы ее лидера, которого считают дружественно настроенным к предпринимательству. Южная Африка страдает от постоянных отключений электроэнергии по всей стране, которые нанесли ущерб бизнесу, а также от стремительного роста безработицы, вялого роста, несовершенной системы образования и неадекватного здравоохранения. Страна также пострадала от пандемии Covid-19 и нынешнего глобального экономического кризиса, и смена лидера, вызванная ожесточенной внутренней конкуренцией между фракциями, это последнее, что нужно южноафриканцам.

Ну, и теперь – почему заварившийся в ЮАР скандал может ударить по интересам России. Входящая в БРИКС Южная Африка – один из самых крупных партнеров нашей страны на Черном континенте, а возглавляемая Рамафосой партия АНК в прошлом пользовалась широкой дипломатической и военной поддержкой со стороны Советского Союза в борьбе против апартеида. Неудивительно, что когда «коллективный Запад» пытался устроить в ООН демонстрацию всеобщего осуждения российской спецоперации на Украине, в случае ЮАР коса нашла на камень.

Хотя президент Рамафоса не стал выражать прямую поддержку России, он заявил, что его страна воздержалась по поводу резолюции Генеральной ассамблеи ООН о порицании действий Москвы, поскольку в ней не содержится призыв к «значительному взаимодействию» с Россией. Более того, глава ЮАР выступил с критикой расширения Североатлантического альянса в Восточной Европе и сказал, что, по его мнению, Россия чувствует «национальную экзистенциальную угрозу» со стороны НАТО. Выступая в южноафриканском парламенте, президент Рамафоса заявил, что конфликта на Украине «можно было бы избежать, если бы НАТО в течение многих лет прислушивалась к предупреждениям своих собственных лидеров и официальных лиц о том, что ее расширение на восток приведет к большей, а не меньшей нестабильности в регионе».

«Южная Африка не обязана соблюдать санкции, введенные США и ЕС, – заявлял не так давно пресс-секретарь президента ЮАР Сирила Рамафосы Винсент Магвенья. – Обязательства Южной Африки в отношении санкций касаются только тех, которые конкретно приняты Организацией Объединенных Наций».

А вот лидеры оппозиционных партий (и прежде всего это «Демократический альянс») в Южной Африке настроены не столь дружелюбно по отношению к России – так что проблемы у Сирила Рамафосы и возглавляемого им АНК могут теоретически стать проблемами и для нашей страны в контексте санкционного давления.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру