Омбудсмен Москалькова рассказала о демобилизации двух отцов детей-инвалидов из 349

"Мы по-прежнему поддерживаем инициативу о включении этих категорий в перечень освобождаемых от мобилизации"

Уполномоченный по правам человека в РФ рассказала Госдуме о своей работе в прошлом году. Речь шла и о взаимодействии с Международным комитетом Красного Креста по вопросу об условиях содержания военнопленных, и об освобождении от частичной мобилизации отцов троих детей и отцов детей-инвалидов. Отмену моратория на смертную казнь Татьяна Москалькова, судя по всему, не поддерживает.

"Мы по-прежнему поддерживаем инициативу о включении этих категорий в перечень освобождаемых от мобилизации"
Фото: duma.gov.ru

Рассказывая с трибуны Госдумы о содержании 500-страничного ежегодного доклада, г-жа Москалькова напомнила, что в 2022 году работать приходилось в особых условиях, связанных с началом специальной военной операции, и все это привело к росту числа обращений (79 тысяч в прошлом году и 16 тысяч за первый квартал этого года). Обращений в связи с недопоставками вещевого довольствия военнослужащим, которых было, по ее словам, очень много год назад, сейчас практически нет — «видимо, вопрос лучше решается».

Нина Останина (КПРФ) попросила оценить инициативы об освобождении законом от частичной мобилизации отцов троих детей и отцов детей-инвалидов. «Всего поступило к нам 4703 обращения по вопросам защиты прав мобилизованных, из них 773 касались отцов троих детей или детей-инвалидов. По каждому мы обратились в органы военного управления и военной прокуратуры. Демобилизованы 52 из 424 отцов многодетных семей и всего лишь двое отцов детей-инвалидов из 349. Мы по-прежнему поддерживаем инициативу о включении этих категорий в перечень освобождаемых от мобилизации», — ответила г-жа Москалькова.

«Много обращений поступает от сидящих в СИЗО и колониях с жалобами на то, что состояние здоровья не позволяет им там находиться», — заявил Ярослав Нилов (ЛДПР). Г-жа Москалькова напомнила: по закону под стражей на предварительном следствии гражданин может находиться не более 12 месяцев, по особо тяжким делам — не более 18 месяцев, но если он начинает знакомиться с материалами уголовного дела или материалы переданы в суд — никаких сроков не установлено, «это неправильно, и, конечно, надо более часто применять другие меры пресечения». По ее словам, в 8 регионах России СИЗО переполнены, а что касается освобождения по болезни — сейчас действуют два постановления правительства, в отношении обвиняемых один перечень, в отношении осужденных — другой, а перечень должен быть единым.

Антон Ткачев («Новые люди») поинтересовался, не считает ли г-жа Москалькова правильным «сохранить мораторий на смертную казнь». «Важно, чтобы выражение президента «расчеловечиваться» не касалось нашего общества», — сказала уполномоченный по правам человека. «Конституционный суд определил четко, что накопилась практика, есть понимание, что эта концепция работает, она устоялась и может быть гарантией от судебной ошибки».

Константин Бахарев («ЕР») спросил, как часто посещают российских пленных на украинской территории сотрудники МККК. Г-жа Москалькова рассказала, что по уставу МККК информация передается только родственникам, обратившимся за помощью, и аппарат уполномоченного по правам человека в РФ помогает составить им обращение в Красный Крест, а потом от них узнает, посещали ли сотрудники Красного Креста наших пленных. «Такие посещения идут», — заверила г-жа Москалькова, и там, где это происходит, «нет таких страшных, жестоких событий, свидетелями которых мы были неоднократно», заявила она, пообещав и впредь развивать сотрудничество с этой организацией.

Независимый депутат Оксана Дмитриева хотела узнать мнение о предложениях дать право детям погибших от ковида медиков поступать без экзаменов в медицинские вузы, а участникам СВО дать право поступать вне конкурса и без экзаменов в любые вузы (сейчас такая льгота есть только у детей участников СВО, а сами участники пока могут поступать в вузы вне конкурса, но сдав экзамен). «Если бы я была депутатом, проголосовала бы за эти инициативы», — кратко ответила г-жа Москалькова. Спикер Вячеслав Володин спросил глав профильных комитетов, как относятся к таким предложениям профильные ведомства. Оказалось, что и Минздрав, и Министерство науки и высшего образования, и правительство в целом против. К премьер-министру решено обратиться с просьбой повторно вопрос рассмотреть.

В выступлениях представителей фракций говорилось о деятельности уполномоченного по правам человека в позитивном ключе. Тему политических прав россиян в стране подняла только Сардана Авксентьева («Новые люди»). «Под предлогом СВО некоторые пытаются сократить то пространство свободы, которое у нас еще осталось», — заявила она, появляются «серийные стукачи». Накануне на встрече Татьяны Москальковой с депутатами из этой фракции, в частности, обсуждался законопроект о декриминализации лайков: «Комментарии — одна история, но эмоции, лайки случайно могут проставляться», — сказала г-жа Авксентьева. (По сообщению пресс-службы партии, уполномоченный по правам человека с таким подходом согласилась.)

Г-жа Москалькова не комментировала выступления депутатов — она лишь благодарила их за совместную конструктивную работу. Зато спикер Госдумы, подводя итог дискуссии, предложил не смещать спектр обсуждения повестки «куда-то в политические права», а отчет уполномоченного по правам человека ориентировать на социальные вопросы. «А то мы уходим в большие материи, говорим о роли ООН…» — заявил он.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29031 от 18 мая 2023

Заголовок в газете: «Декриминализация лайков»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру