Переговоры глав США и КНР вряд ли приведут к существенному потеплению в самых важных двусторонних отношениях в мире, прогнозирует CNN. Вместо этого тот факт, что встреча вообще состоится, рассматривается помощниками Белого дома как позитивный знак после нескольких месяцев трений. Официальные лица США заявили, что лидеры надеются разработать “рамки” для управления успешными конкурентными отношениями между двумя державами с целью прояснения неправильных представлений и избежания неожиданностей.
Тем не менее, американские официальные лица заявили, что помощники Байдена приступили к саммиту с реалистичными ожиданиями и не ожидают длинного списка результатов после него.
Столкнувшись с нарастающей войной на Ближнем Востоке и ожесточенным конфликтом на Украине, Байден стремится предотвратить взрыв еще одного мирового кризиса на его глазах, отмечает CNN. Восстановление определенной стабильности в отношениях между Вашингтоном и Пекином было одним из его главных внешнеполитических приоритетов, даже несмотря на обострение глобальной напряженности.
Список вопросов, которые, как ожидается, возникнут в ходе переговоров, очень длинный. Он включает в себя восстановление связи между военными между двумя странами, что является главной целью Байдена, который планирует оказать давление на Си Цзиньпина по этому вопросу.
Обеспокоенность президента Джо Байдена войной между Израилем и ХАМАС отразится на его давно анонсируемой личной встрече с китайским лидером Си Цзиньпином на полях АТЭС в среду.
Когда два лидера встретятся в нераскрытом месте в районе залива Сан-Франциско, Байден призовет Си Цзиньпина использовать свое влияние на Тегеран, чтобы помешать Ирану и его «прокси» использовать войну Израиля с ХАМАС для разжигания более широкого регионального конфликта.
Байден “подчеркнет наше желание, чтобы Китай ясно дал понять в своих растущих отношениях с Ираном, что важно, чтобы Иран не стремился к эскалации или распространению насилия на Ближнем Востоке”, - заявил журналистам в четверг высокопоставленный представитель администрации. По словам чиновника, любые “провокационные действия” Ирана вызовут незамедлительный ответ США.
Готовность Байдена добавить Иран к и без того насыщенной повестке дня встречи с Си Цзиньпином подчеркивает обеспокоенность администрации тем, что базирующийся в Ливане военный союзник Ирана “Хезболла” может отреагировать на призывы ХАМАСА к группировке открыть второй фронт "сопротивления" против Израиля. Китай и Иран связывают стратегические партнерские отношения, подпитываемые взаимной антипатией к США, которую Пекин подкрепляет закупками нефти и инвестициями.
Связи Китая с Ираном станут частью “жестких бесед” между Байденом и Си Цзиньпином, которые затронут все ключевые вопросы американо-китайских отношений, сказал второй высокопоставленный чиновник администрации. Они будут включать обсуждения сотрудничества в области климата, роли Китая в эпидемии передозировки опиоидов в США и роли Пекина в конфликте между Россией и Украиной.
Два лидера также обменяются мнениями по извечным острым вопросам, включая права человека, а также растущую напряженность в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море.
Пекин, со своей стороны, не будет сообщать подробностей о повестке дня встречи Си Цзиньпина. Два лидера обсудят “стратегическую, всеобъемлющую и фундаментальную важность в формировании китайско-американских отношений и основные вопросы, касающиеся мира и развития во всем мире”, сообщил в пятницу представитель МИД Китая.
Белый дом заявляет, что два лидера проведут “жесткие переговоры”, направленные на стабилизацию связей и предотвращение скатывания к возможному конфликту.
Как отмечает Politico, встреча Байдена и Си станет первым прямым контактом между двумя лидерами с момента их встречи в ноябре 2022 года на саммите G20 на Бали в Индонезии, в ходе которой были приняты совместные резолюции по снижению напряженности.
Но отношения Вашингтона и Пекина снова стали холодными после инцидента с китайским «воздушным шаром-шпионом» в феврале, и Пекин сопротивлялся усилиям администрации по воссоединению двух лидеров. Встреча проводится после нескольких месяцев интенсивной дипломатической работы администрации Байдена, которая началась в июне, включая поездки в Пекин трех высокопоставленных чиновников кабинета министров и посланника по климату Джона Керри.
Обе стороны предприняли бурную дипломатическую деятельность, чтобы подготовить почву для встречи, подчеркивает Politico. Всего за прошедшую неделю представители администрации и их коллеги встречались повсюду, от Сан-Франциско до Вашингтона, чтобы обсудить такие вопросы, как сотрудничество в области климата, права людей с ограниченными возможностями, нераспространение ядерного оружия, морские проблемы и экономические связи.
“После инвестирования внутри страны и укрепления связей с союзниками и партнерами за рубежом сейчас как раз самое время для дипломатии высокого уровня”, - сказал первый высокопоставленный чиновник администрации.
Байден идет на встречу, осознавая, что это его последний шанс один на один надавить на Си Цзиньпина с целью перезагрузки ожесточенных двусторонних отношений, прежде чем его втянут в полноценную предвыборную кампанию. Эта кампания, а также опасения Пекина по поводу вероятной победы на президентских выборах на Тайване в январе кандидата, выступающего за независимость острова, могут сделать 2024 год “довольно беспокойным”, сказал второй высокопоставленный чиновник администрации.
По словам первого представителя администрации, встреча приведет к “существенным” результатам, которые могут включать возобновление связей между военными на высоком уровне. Пекин приостановил эти связи в качестве ответной меры за визит тогдашнего спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань в 2022 году и последовательно отклонял просьбы министра обороны Ллойда Остина встретиться со своим китайским коллегой.
“Президент собирается настаивать [на возобновлении военных контактов Си Цзиньпина] на следующей неделе, и мы надеемся, что в среду у нас будет больше информации”, - сказал чиновник.
Внезапный всплеск готовности Пекина взаимодействовать с США совпадает с продолжительным спадом в китайской экономике, который включал сокращение прямых иностранных инвестиций. Это посеяло скептицизм среди чиновников администрации по поводу мотивов, стоящих за внезапным интересом Пекина к возобновлению взаимодействия с США.
“Вопрос действительно стоит на повестке дня - стремится ли Китай к [этим] шагам в качестве тактических или краткосрочных мер или они действительно направлены на улучшение отношений с Соединенными Штатами?” сказал первый высокопоставленный чиновник.