— Подводная лодка имеет предел погружения, — говорит Всеволод Хмыров. — Как правило, это около 400 метров. Для того чтобы лодка не проваливалась и контролировала глубину, на ее борту стоят глубиномеры, различные приборы. Принцип их работы базируется на измерении времени, за которое звуковые волны распространяются в воде и отражаются обратно от дна.
Есть на подводной лодке и эхоледомеры. То есть можно отслеживать обстановку, на сколько погрузилась лодка, сколько до грунта, сколько до поверхности. Все эти приборы существуют.
Всеволод Хмыров объясняет, что при отказе тех или иных средств, управляющих погружением подводной лодки, она очень быстро теряет плавучесть, уходит на грунт.
— Чтобы не допустить гибели подлодки, и существуют вахты, на борту есть специалисты, которые контролируют приборы. Все зависит от бдительности этих людей. Какой бы ни была подводная лодка, ее безопасность, прежде всего, зависит от квалификации экипажа. Что позволяет не попадать ей в сложные ситуации.
— Что произошло бы с британской подлодкой, если бы она оказалась на критической глубине?
— Если подводная лодка проваливается на глубину, где ее спецификационные возможности оказываются превышены, ее раздавливает давлением как скорлупу. И она уходит на грунт.
И такие примеры, как говорит наш собеседник, были. В мае 1968 года не вернулась в порт Норфолк (штат Вирджиния) после тренировочного похода американская подводная лодка «Скорпион». Субмарина была водоизмещением 3075 тонн и 77 метров в длину. Спустя пять месяцев ее обнаружило исследовательское судно «Мизар» в 400 милях юго-западнее Азорских островов. (Журналист Дрю Пирсон, в свою очередь, утверждал, что «Скорпион» был найден русскими, которые любезно сообщили координаты подлодки командованию ВМС США).
Обломки «Скорпиона» лежали на глубине более 3000 метров. В районе центрального поста подлодку разорвало пополам. Погиб весь экипаж — 91 человек.
Хмыров считает, что в 1968 году на «Скорпионе» контроль прозевали, и лодка ушла в запредельные глубины.
Вспоминает наш собеседник и трагедию с подводной лодкой ВМС Аргентины «Сан-Хуан», которая перестала выходить на связь 16 ноября 2017-го примерно в 1400 километрах от Буэнос-Айреса.
Спустя год власти Аргентины объявили: подлодка была обнаружена с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата недалеко от полуострова Вальдес. Субмарина лежала на глубине более 800 метров.
Командующий ВМС Аргентины контр-адмирал Давид Бурден заявил: причиной гибели «Сан-Хуана» стал взрыв. Подлодка пострадала от попадания воды в аккумуляторные баки, это вызвало короткое замыкание.
На борту находились 44 члена экипажа.
Что касается британской атомной подлодки типа Vanguard, то The Sun сообщает: она почти вошла в опасную зону, когда инженеры в кормовой части подняли тревогу. С помощью второго глубиномера им удалось заметить, что произошел сбой.
— Современные подводные лодки — это высокотехнологичные системы, которые требуют высокой квалификации экипажа. Мы услышали то, что сообщил британский таблоид. Сбой могли обнаружить и в кормовом отсеке, и носовом, и в центральном. Что там на самом деле произошло, мы вряд ли узнаем.
— На борту британской подлодки, которая едва не утонула в Атлантике, были баллистические ракеты Судного дня Trident II…
— Никаких проблем с ними бы не было, их также бы раздавило давлением. Наш корабль К-219 с 15 баллистическими ракетами до сих пор находится в Атлантике на глубине более 5 тысяч метров. Давление все «съест». (3 октября 1986-го на атомной подводной лодке стратегического назначения К-219 произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт.
Через три дня лодка затонула. Реактор заглушили. Большую часть экипажа спасли. Было объявлено, что, по заключению как советского, так и американского военных ведомств, опасности ядерного взрыва и утечки радиоактивных веществ нет. — Авт.).