«Почему Шольц склоняется перед китайским драконом», – такой вопрос возник у американского издания Politico еще в преддверии визита Шольца в КНР. Автор материала рассуждал так: поскольку до следующих национальных выборов в Германии осталось чуть больше года, у «лидера неработающего экономического двигателя Европы» заканчивается время, чтобы сотворить чудо и изменить катастрофическое положение своего правительства в глазах немецкого населения.
Судить о том, насколько Китай оказался важен Германии, можно по тому, что США пытаются воткнуть палки в колеса ФРГ на пути диалога двух стран. Несмотря на такое откровенное давление, Шольц все равно направился в китайскую столицу. По мнению Politico, Берлин снова и снова доказывает, что он не готов жертвовать своим процветанием ради прав человека, интересов безопасности Вашингтона или даже Европейского союза.
То, что у Германии нет альтернативы китайскому рынку, доказывает один простой факт: вместе с немецким канцлером на «поклон к китайскому дракону» поехала целая команда немецких бизнесменов. Все они – руководители крупных автомобильных компаний ФРГ. Как отметила во вторник в Пекине генеральный директор Mercedes-Benz Ола Каллениус, китайско-германские коммерческие связи следует не только развивать, но и расширять.
Однако, как пишет Politico, Олаф Шольц во вторник получил пощечину от китайского лидера Си Цзиньпина из-за поворота Европы к торговому протекционизму, а также из-за того, что Пекин остался верен своей позиции по конфликту на Украине.
Си намекнул Шольцу, что «обеим сторонам следует остерегаться усиления протекционизма», и намекнул, что Берлину не следует идти по пути снижения рисков, поскольку в двусторонних отношениях их просто нет.
Подчеркнув, что Пекин «не представляет угрозы безопасности», Си Цзиньпин заявил, что китайско-германское сотрудничество не следует рассматривать как риск: «Будь то традиционные области, такие как машиностроение и автомобилестроение, или новые области, такие как зеленый переход, цифровизация или искусственный интеллект, две страны имеют огромный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества, который еще предстоит изучить».
На фоне обвинений ЕС в субсидировании китайских электромобилей и ветряных турбин, пишет китайская Global Times, а также инициированной США шумихи об «избыточных мощностях», Си Цзиньпин призвал рассматривать проблему производственных мощностей объективно и диалектически.
Шольц решил тогда поиграть с Си в игру в наперстки. Окруженный уважаемой бизнес-делегацией (которая явно приехала в Пекин в надежде сохранить свои коммерческие возможности в Китае), канцлер ФРГ уже во вступительном слове стал затирать про Украину.
С ходу Шольц попытался призвать Си «внести больший вклад в справедливый мир на Украине». Но Си Цзиньпин не предложил никаких новых обязательств по Украине, вместо этого поддержав «все усилия, способствующие мирному разрешению украинского кризиса, а также своевременному созыву международной мирной конференции, признанной как Россией, так и Украиной».
Он призвал к «равному участию всех сторон и обсуждению всех мирных планов». Издание Politico посчитало, что это «сильный намек» Европе – мол, она-то должна пригласить и Россию за стол переговоров. Американское издание сделало вывод точный, но лишь отчасти. Да, необходимость участия России в подобного рода обсуждениях очевидна. Все-таки слушать надо обе стороны. Но также это означает, и это можно проследить в заявлениях председателя КНР, что все участвующие должны прислушиваться и к интересам РФ, а не исступленно проталкивать уже порядком поднадоевшую и ничего не значащую «мирную формулу Зеленского».
The New York Times увидела в поездке Шольца в Китай попытку «найти хрупкий баланс», одновременно развивая деловые связи и «выражая обеспокоенность по поводу контактов Пекина и Москвы».
Но американская газета также заметила, что поездка Шольца «стала примером сложного танца, который пытается исполнить Германия: поддерживать экономические связи с Китаем, одновременно справляясь с давлением США».
В отличие от западной прессы, китайские СМИ отметили дружественную атмосферу, царившую на протяжении всего визита Шольца. Канцлер ФРГ посетил заводы немецких компаний в Китае и встретился со студентами тесно сотрудничающего университета Тунцзи в Шанхае.
Как отметил директор Института международных отношений Университета Жэньминь Ван Ивэй в разговоре с Global Times, всегда рассматривая Германию и ЕС как партнеров, Китай может обеспечить уверенность, в которой Германия остро нуждается, поскольку три неопределенности – кризис на Украине, президентские выборы в США и выборы в Европейский парламент – затягиваются.
Позитивные результаты визита превзошли ожидания некоторых наблюдателей, и Ван также считает, что встреча лидеров и визит Шольца привносят ценный и столь необходимый позитив в неспокойные отношения Китая и ЕС.
Итоги визита Шольца действительно продемонстрировали определенный позитив в немецко-китайских отношениях: во всяком случае, разговоры о необходимости продолжать взаимовыгодное сотрудничество в разных областях между странами – это такой мазок нормальности. Но очевидно и то, что толчок к позитиву исходит вновь от Китая. И это проявляется даже в таких по-разному представленных итоговых оценках визита со стороны западных и китайских аналитиков.