Саломе Зурабишвили выполнила свое заявленное намерение применить право вето в субботу, хотя у правящей партии "Грузинская мечта" есть голоса, чтобы проигнорировать ее вмешательство, пишет The Guardian.
“Сегодня я наложила вето на российский закон, - заявила президент Грузии. - Этот закон является российским по своей сути и духу. Он противоречит нашей конституции и всем европейским стандартам, поэтому представляет собой препятствие на нашем европейском пути”.
Согласно закону о прозрачности иностранного влияния, который был принят в третьем и окончательном чтении в прошлый вторник, организации гражданского общества и СМИ, получающие более 20% своих доходов из-за рубежа, будут обязаны регистрировать “организации, обслуживающие интересы иностранной державы”.
Этот закон, отмечает The Guardian, вывел на улицы грузинской столицы Тбилиси сотни тысяч людей, которые обвиняют правительство в попытках очернить несогласных как предателей.
Этот закон рассматривается как копия закона об иноагентах, принятого в России в 2012 году, подчеркивает The Guardian.
Евросоюз заявил, что этот закон станет препятствием для вступления Грузии в блок, в то время как США предупредили, что законодательство и антизападная риторика правительства превращают Грузию в “противника” и что она может лишиться миллиардной экономической и военной помощи.
Президент Европейского совета Шарль Мишель заявил в своем заявлении, что президентское вето на закон предложило правительству Грузии выход из кризиса.
Он сказал: “Вето президента Саломе Зурабишвили на закон о прозрачности дает возможность для дальнейших размышлений. В своем нынешнем виде закон не соответствует ценностям и пути развития ЕС. Я призываю всех политиков и лидеров Грузии эффективно использовать эту возможность и обеспечить, чтобы Грузия оставалась на европейском пути, который поддерживает население. Я продолжаю внимательно следить за развитием событий в Грузии”.
Согласно конституции Грузии, у президента есть две недели на то, чтобы либо подписать и обнародовать закон, либо направить аргументированную альтернативу обратно в парламент в виде “обоснованных замечаний”.
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе предложил внести в закон поправки, но оппозиционные группы рассматривают это как ловушку, направленную на то, чтобы лишить энергии протесты, которые захлестнули улицы Тбилиси в прошлом месяце, пишет The Guardian.
В субботу Саломе Зурабишвили созвала пресс-конференцию, чтобы сообщить журналистам, что она фактически наложила вето на законопроект, предложив изменения. “Этот закон должен быть отменен”, - заявила она.
Если парламент не проголосует по предложениям президента, это может привести к отмене законопроекта. Конституция не оговаривает, как долго депутаты могут ждать проведения голосования.
Парламент может отклонить президентские изменения и принять первоначальный законопроект, если он наберет 76 из 150 возможных голосов, и в течение трех дней направить его обратно президенту для подписания и обнародования в течение пяти дней. Правящая партия "Грузинская мечта" имеет 90 мест.
Если президент не подпишет его, законопроект будет передан на подпись спикеру парламента. В октябре в Грузии пройдут всеобщие выборы.
Тина Бокучава, лидер парламентской партии главного оппозиционного движения “Единое национальное движение", заявила: "Молодые люди, которые в последние недели вышли на улицы наших городов в знак протеста, будут аплодировать этому решению, хотя и понимают, что битва еще не выиграна. Сейчас предстоит жесткая борьба между теми, кто хочет, чтобы будущее Грузии было в центре Европы, и теми, кто хотел бы вернуть нас к самым мрачным дням российского правления”.