Надежды на то, что напряженность в Южно-Китайском море может ослабнуть, были недолговечными. Всего через несколько недель после того, как Филиппины и Китай заключили соглашение, чтобы попытаться остановить опасные столкновения на Второй отмели Томаса, возникла новая горячая точка, пишет The Guardian.
В последние недели Манила обвиняла китайский персонал в том, что китайцы таранили филиппинские лодки, обстреливали их из водометов и запускали сигнальные ракеты по филиппинским самолетам, причем инциденты часто происходили в новом месте - на атолле Сабина Шоал. Это связано с тем, что напряженность в Южно-Китайском море, стратегически важном водном пути, соединяющем Индийский и Тихий океаны, уже достигла самого высокого уровня за последние десять лет.
Серия растущих инцидентов вызвала предупреждения о том, что ошибка в суждениях на море может непреднамеренно перерасти в вооруженный конфликт. Это может привести к риску вовлечения США, союзника Филиппин, в конфронтацию с Китаем, прогнозирует The Guardian.
Аналитики предупреждают, что политические ставки как для Манилы, так и для Пекина вокруг мелководья Сабина Шоул могут привести к еще более затяжной борьбе.
“Обе страны могут многое потерять, если сдадутся, отчасти потому, что они оба сделали такие решительные заявления”, - сказал Рэй Пауэлл, директор SeaLight, проекта по обеспечению прозрачности на море в Стэнфордском университете.
Напряженность в районе Сабины растет с апреля, когда Филиппины направили свой корабль береговой охраны "Тереза Магбуана" для наблюдения за районом в ответ на опасения, что Китай, возможно, попытается вернуть себе землю на мелководье. В свою очередь, Китай неуклонно наращивает свое присутствие на мелководье, где одновременно присутствует от двух десятков до 40 судов, сказал Рэй Пауэлл.
Китайские государственные СМИ сообщили о предположениях, что Филиппины пытались использовать “Терезу Магбуану” для создания "квазивоенной базы" на мелководье, проводя параллели с BRP Sierra Madre, ржавеющим судном времен второй мировой войны, которое Филиппины намеренно посадили на мель Второго Томаса в 1999 году.
Филиппины указывают на то, что эти отмели находятся в пределах их исключительной экономической зоны (ИЭЗ), что дает Маниле особые права на строительство в этом районе.
Однако Китай отвергает это и претендует на большую часть Южно-Китайского моря как на свою собственность, несмотря на решение международного трибунала в Гааге, отвергающее его аргументы.
“Фактическая оккупация ”Сабины" другим находящимся на мели судном пересекла бы множество линий, которые Пекин пытался провести в отношениях с Манилой, и стала бы реальной проблемой с точки зрения того, как реагировать, не рискуя втянуть в это Соединенные Штаты", - отмечает Харрисон Претат, заместитель директора и научный сотрудник Азиатской инициативы по обеспечению прозрачности на море в Центре для стратегических и международных исследований.
Отмель Сабина важна для Филиппин, потому что она находится недалеко от Рид-Бэнк, которая, как считается, богата нефтью и газом, и потому что это основной плацдарм для пополнения запасов на Второй отмели Томаса. Если бы Китай взял его под свой контроль, он мог бы перекрыть поставки в Секонд-Томас и потенциально помешать судам добраться до острова Титу, филиппинского острова в Южно-Китайском море, на котором проживает около 400 мирных жителей, отмечает Коллин Кох, старший научный сотрудник Института обороны и стратегических исследований США.
Возможно, что еще более важно для обеих сторон, мелководье имеет огромное символическое значение, подчеркивает The Guardian.
В связи с предстоящими в следующем году промежуточными выборами на Филиппинах президент Фердинанд Маркос-младший не хочет рисковать потерей мелководья. Он пообещал не уступать “ни одного квадратного дюйма территории”. Руководство Китая также не хочет смиряться с тем, кого оно считает “гораздо меньшим и слабым противником”, сказал Кох. “Для правящей коммунистической партии, для Си Цзиньпина это явно будет неосуществимо, поскольку повлечет за собой огромные политические издержки”, - добавил он.
Филиппины опасаются, что, если они уберут судно BRP "Тереза Магбуана", китайские суда возьмут это место под свой контроль. “Призрак инцидента на мелководье Скарборо в 2012 году по-прежнему остается в памяти", - сказал Кох. Филиппины покинули отмель Скарборо более десяти лет назад в рамках соглашения, достигнутого после двухмесячного противостояния с Китаем. Китай, однако, не отступил и с тех пор фактически контролирует эту территорию.
У Филиппин есть некоторые преимущества на мелководье Сабина, пишет The Guardian. На судне BRP Teresa Magbuana есть вертолетная площадка, позволяющая доставлять грузы по воздуху. Китайским судам также сложнее заблокировать доступ, потому что мелководье гораздо более открытое, чем другие объекты, сказал Пауэлл. “Это означает, что Китаю необходимо постоянно держать наготове больше судов, чтобы наблюдать за всеми подходами”, - добавил он. Сабина также находится дальше от рифа Мисчиф, одного из главных островов, оккупированных и милитаризованных Пекином.
Но в конечном счете Филиппины не имеют постоянного присутствия на отмели Сабина, что дает Китаю гораздо меньше оснований соглашаться на компромисс.
По мере того как конфронтации становятся все более обыденными, вероятность ошибочных суждений возрастает, пишет The Guardian.
Ранее в этом году Маркос-младший заявил, что если бы какой-либо филиппинский военнослужащий или гражданин был убит в результате преднамеренных действий в Южно-Китайском море, это было бы “очень, очень близко к тому, что мы определяем как акт войны, и, следовательно, мы бы отреагировали соответствующим образом”.