Названа новая звезда немецкой политики: выступила против западной помощи Киеву

«Мы как левые боремся за социальную справедливость, но как правые ратуем за ограничение миграции»

Сара Вагенкнехт никогда прежде не встречала политической партии, полностью соответствующей своим взглядам, поэтому основала собственную. Она здорово встряхнула немецкую политику сочетанием правого национализма и левого социализма и свою позицию излагает вдумчиво и красноречиво. Месяц назад на местных выборах в Тюрингии и Саксонии ее партия, которая была образована лишь год назад, набрала от 11 до 16%, значительно опережая любую из трех партий из правительства в Берлине, но уступая крайне правой “Альтернативы для Германии”. На национальном уровне она набирает до 9% голосов и обращает на себя внимание в преддверии федеральных выборов в сентябре 2025 года.

«Мы как левые боремся за социальную справедливость, но как правые ратуем за ограничение миграции»

Родилась Сара Вагенкнехт в 1969 году в ГДР в старинном университетском городе Йена. Ее родители познакомились в Берлине. Мать была служащей, а отец - иранский студент, приехавший в Германию на учебу. Когда девочке исполнилось три года, папа поехал навестить родственников в Иран, да так там и пропал. Уже став политиком, Сара не пыталась разыскать отца, хотя свое имя писала на иранский манер - Sahra.

Девочку воспитывали бабушка с дедушкой, и, по ее признанию, сверстники ее обижали из-за смешанного брака родителей и слишком смуглого оттенка кожи. Может быть, поэтому друзей в детстве у Сары было мало и она увлеклась чтением. Научилась читать сама в возрасте четырех лет, а в юности посвящала чтению по 15 часов в сутки. Но девочка была одержима философскими и социальными идеями, поэтому круг ее чтения составляли Маркс, Гегель и Гёте.

Позднее девочка переехала вместе с матерью в Восточный Берлин, где поступила в школу имени Альберта Эйнштейна с углубленным изучением естественных наук.

Может быть, из-за этой семейной истории Сара так критикует миграционную политику Германии: «Если считать борьбу за социальную справедливость против неравенства левой идеей, то, конечно, в этом смысле мы левые. В то же время мы ратуем за ограничение миграции, а этого, по этой классификации, левым уже не подобает».

В 19 лет, за несколько месяцев до падения Берлинской стены, Вагенкнехт даже вступила в Коммунистическую партию, надеясь предотвратить надвигающийся крах государства. Только после воссоединения Германии она поступила в университет и в итоге защитила докторскую диссертацию. Но научную карьеру сменила на политическую, став активным сторонником партии левых.

Сара представляла Левую партию в Европарламенте, а потом была избрана в бундестаг. Она сразу же стала высказывать оригинальные идеи, которые находили отклик в сердцах немцев, но не нравились ее однопартийцам. Сара была уверена, что основная задача Америки — разорвать отношения между Россией и Германией, союз которых — единственная сила, способная угрожать господству США. Также она выступала против политики турецкого лидера Эрдогана, считая, что он исполняет роль крестного отца террористов. 

Сара Вагенкнехт еще до начала СВО подчеркнула в интервью Der Tagesspiegel: «Западу нужно не вводить санкции против России и тем более не исключать её из G8. Пора вернуться к политике разрядки и понять, что безопасность Европы возможна только при поддержке Москвы, поэтому с её интересами тоже необходимо считаться». Политик отмечала, что США потратили 5 млрд долл., чтобы свергнуть власть на Украине. Кроме того, Сара Вагенкнехт подвергла критике увеличение расходов на бундесвер, которое идёт самыми высокими темпами со времён холодной войны. «Рост трат на немецкую армию связан не с защитой родины, а с необходимостью проведения операций за рубежом. Мы подвергаем Германию опасности, когда участвуем в противоречащих нормам международного права войнах за нефть и газ».

На выборах 2021 года Левая партия показала довольно слабые результаты. Последствия пандемии Covid-19, ситуация на Украине обострили уже существующие противоречия внутри объединения. Антивоенные взгляды и высказывания Вагенкнехт не совпадали не только с мнением представителей других фракций в бундестаге, но и части однопартийцев. После февраля 2022 г. Левая подготовила резолюцию, в которой выразила солидарность украинскому народу. В документе специальная военная операция была охарактеризована как «акт агрессии» России против Киева.

Вагенкнехт же заявляла: «В марте Российская Федерация и Украина были близки к подписанию мирных соглашений, однако этому помешали США и Великобритания». Кроме того, политик подчеркивала, что действия Москвы являются реакцией на продвижения НАТО к границам России. В результате разногласия по поводу трактовок происходящего на востоке Европы стали поворотным моментом в отношениях Вагенкнехт с руководством партии. Вместе с тем антивоенная позиция Сары Вагенкнехт сделала ее по-настоящему медийной личностью и самым известным членом Левой партии.

Важной частью образа Вагенкнехт стала организация уличных демонстраций. Так, 25 февраля 2023 г. в Берлине прошел митинг под лозунгом «Восстание за мир». Согласно данным полиции, мероприятие собрало 13 тысяч человек. Проведение подобных акций, идеи о создании конкурирующего объединения и отказ от поддержки официальной позиции руководства партии вызывали конфликт. Несмотря на давление со стороны правления Левой партии, Вагенкнехт оставалась депутатом бундестага от нее, пока в октябре 2023 г. официально не покинула фракцию и партию. Примеру Вагенкнехт последовали некоторые ее ближайшие сторонники. В итоге в конце 2023 года было объявлено о создании новой партии – Союза Сары Вагенкнехт (ССВ). 

Фракция Левой партии в бундестаге довольно тяжело перенесла такую потерю. В итоге руководство фракции приняло решение о самороспуске в декабре 2023 г. А в феврале 2024 г. «светофорная коалиция» проголосовала за создание двух депутатских групп в бундестаге – группа Левой партии (29 человек) и группа «Союза Сары Вагенкнехт» (10 человек). 

Несмотря на отсутствие партийной программы, ССВ смог получить поддержку со стороны населения. Такой успех нового объединения заставил немецкие элиты задуматься о «феномене Вагенкнехт», который во многом стал обязан популярности самого лидера ССВ. Бывшему депутату от Левой партии удалось создать свой бренд. Именно за него граждане готовы голосовать. Согласно статистике, 40% опрошенных выбирают ССВ, потому что разочаровались в других политических силах, а 28% поддерживают Вагенкнехт как личность. Гораздо меньшее значение при выборе играют миграционные, экономические и социальные установки партии.

Теперь после выборов в Саксонии и Тюрингии ССВ заявил о своей конкурентоспособности. В своём телеграм-канале немецкий политолог Александр Рар, комментируя итоги выборов в двух восточно-германских землях, заявил: «У новой политической звезды Германии Сары Вагенкнехт появились шансы в будущем попасть и в федеральное правительство, если она сумеет хорошо поработать на земельном уровне с ХДС и если в ближайшее время состоятся выборы в бундестаг. Она вполне может заменить Бербок на посту министра иностранных дел».

Действительно, для потенциального министра Сара Вагенкнехт фигура более чем интересная. Сара пишет книги и основной ее доход роялти за публикации. Ведет свой собственный канал на YouTube.

Вагенкнехт 16 лет была замужем за западным немцем писателем Ральфом Т. Нимейером. А в 2014 году вышла второй раз замуж за своего коллегу-политика Оскара Лафонтена, который старшее ее на 26 лет. Но в одном из интервью Сара сказала: «Оскар — мой лучший друг». Супруги любят хорошую еду и велосипедные прогулки. Порой на велосипедах могут проехать и 100 км. «Ездить на велосипеде по виноградникам или по Саарской петле и Мозелю — это прекрасно», — необычно эмоционально и восторженно заявила всегда уравновешенная Вагенкнехт немецкому интернет-провайдеру T-online.

У политика нет детей. «К сожалению, в какой-то момент стало слишком поздно. А до этого я, наверное, вела себя, как многие женщины, которые очень заняты на работе: ты думаешь, что у тебя еще много времени, но время идет, и вдруг понимаешь: все кончено. Я бы хотела иметь ребенка, но возраст не преодолеть».

Аккуратная прическа Вагенкнехт всегда была популярной темой в немецкой прессе. Она рассказала журналистам, почему никогда не носит свои темно-черные волосы распущенными: «Потому что тогда мне пришлось бы сушить их феном несколько раз в день, а я в повседневной политической жизни нахожу слишком утомительным сушить волосы феном, тем более что и так мало сплю». Она носит свою особенную прическу с 16 лет. «В какой-то момент я вышла из возраста косичек, и тогда мне пришла в голову идея заплести французскую косу и подтянуть её сзади», — объясняет политик.

Обсуждались всегда и ее красивые ноги. Вот как описывает ее немецкий журнал Merkur: «В коротком черном платье 42-летняя женщина небрежно идет по ступенькам и обнажает свои красивые ноги — кажется, она сияет изнутри. Только влюбленная женщина может улыбаться так счастливо и расслабленно».

В свои 55 лет Сара Вагенкнехт остается такой же привлекательной внешне, и, что главное для немецкого избирателя, - привлекательной внутренне – своей смелой антивоенной позицией в политике.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру