По словам Столтенберга, альянс за 10-15 лет перешел «от тысяч до полумиллиона человек в состоянии высокой готовности».
- Надо понимать, - говорит Роман Шкурлатов, - что заявления о 500 тысячах находящихся в высокой степени боеготовности военнослужащих блока НАТО — это просто отчётная риторика уходящего генсека альянса. Это цифры, которыми он отчитывается за тот срок, когда он занимал этот пост, и которые передаёт своему преемнику - Рютте. Не более того.
По словам эксперта, это «стандартная история с подведением итогов, с подсчётом цыплят по осени».
- Ничего меняющего радикально сложившуюся военно-политическую картину мира в этом нет. Пост сдал, пост принял, отчитался, ушёл на почётную или не очень почётную пенсию. Давайте просто относиться к этому как к цифрам статистики, а не как к какой-то реальной угрозе или кардинальному изменению баланса сил на планете.
По словам Шкурлатова, полмиллиона военнослужащих стран НАТО, находящиеся в высокой боевой готовности, появились не в одночасье, не за 2-3 года, пока идет СВО.
- Это результат многолетней работы НАТО по формированию частей высокой боевой готовности. Сегодня полмиллиона военнослужащих достаточно быстро готовы развернуться и приступить к выполнению боевых задач.
- Это игра против России?
- В отношении России НАТО всегда вело не оборонительную, а наступательную политику. Этому подчинена стратегия НАТО. Мы все о ней знаем. Это стратегия превентивного обезоруживающего ядерного удара. Все схемы, по которым блок НАТО вступает в прямое противостояние с Россией и задействует свои силы, хорошо известны.
- Эти 500 тысяч солдат могут неожиданно оказаться на Украине для войны с нашей армией?
- Что касается возможности применения полумиллионной группировки военнослужащих блока НАТО на Украине, то это представляется маловероятным. Во-первых, блок НАТО, на мой взгляд, всё-таки старательно избегает прямого противостояния с Россией. Всячески этого избегает.
Да, мы знаем, что на Украине против российской армии действуют сегодня иностранные наёмники, в том числе кадровые военные стран НАТО, которые якобы прервали свою военную службу по причине отпуска или псевдоувольнения. Это и французы, и поляки, и британцы - инструкторы, снайперы, авиационные специалисты. Но все же к прямому противостоянию с нами блок НАТО на данный момент не готов.
Прежде всего, по политическим причинам, потому что они понимают, что здесь начнут действовать другие механизмы войны, и воевать с блоком НАТО так же, как мы сейчас воюем с ВСУ, ядерная держава, разумеется, не будет.
С учетом тех изменений в ядерной доктрине, которую анонсировал Верховный главнокомандующий, любое нападение на Россию — будь то полумиллионной или в два-три раза большей армией - это самоубийство. Это пролог к концу света. Запад к этому не готов.
- 500 тысяч солдат в полной готовности - это много или мало?
- Это, конечно, значительные ресурсы. Но надо понимать, что они не собраны в одном месте, а раскиданы по разным государствам. И далеко не все сосредоточены у наших границ. Есть, разумеется, в странах Прибалтики, в Финляндии, значительная часть этих сил сосредоточена в Румынии, Болгарии. Польша остается наиболее насыщенным силами НАТО направлением.
Но для линии фронта протяженностью в несколько тысяч километров 500 тысяч не такая огромная сила, которая способна что-то изменить. Маловато будет. К тому же в это число входят силы ПВО, авиация, которые и так всегда в готовности. Так что цифры достаточно лукавые, скажем прямо.
Повторюсь, каких-то агрессивных шагов сейчас со стороны Североатлантического альянса я бы не стал ожидать. Конечно, если бы вдруг все эти 500 тысяч солдат оказались на территории Украины, это осложнило бы нам задачу. Но это был бы уже прямой конфликт НАТО с Россией, который запустит в действие совсем другие механизмы. И этот вариант, на мой взгляд, блок НАТО сегодня всё-таки старательно пытается избежать.