Альтернативная реальность БРИКС: что пугает Запад в новой глобальной организации

И с какими опасностями сталкивается она сама

В новой геополитической реальности, рождающейся на наших глазах, ничто не остается неизменным, все приобретает новый вид и новый смысл. И уж, конечно, ветер перемен не мог не затронуть объединения БРИКС, находящегося в авангарде глобальной трансформации. Собственно, этому-то, изменениям в судьбе БРИКС, и было посвящено прошедшее в четверг расширенное заседание Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ.

И с какими опасностями сталкивается она сама
Фото: Rafael Henrique/Keystone Press Agency/Global Look Press

Тема заседания: "БРИКС как ключевой фактор новой реальности: информационное измерение". Ну а то, что частью этой обновленной реальности скоро станет встреча лидеров стран-участниц БРИКС – поскольку в 2024 году в организации председательствует Россия, саммит пройдет на территории нашей страны, в Казани (22-24 октября), – придало обсуждению дополнительную актуальность.

"Как мне представляется, этот казанский саммит становится переломной точкой в восприятии БРИКС в мировом общественном мнении, – поделился своими мыслями во вступительном слове председатель "информационной" комиссии сенатор Алексей Пушков. – БРИКС сумел утвердиться в качестве той организации, той совокупности интересов, которая воспринимается Западом как нечто, что является для него вызовом... Сейчас и во всем мире, и на Западе утверждается такое понятие, как глобальное большинство. БРИКС как раз является воплощением этого глобального большинства. Это все те, кого не устраивает западный миропорядок, кто считает, что Запад уже избыл свою роль мирового лидера".

По мнению Пушкова, БРИКС вступил в новую фазу своего развития – "превратился в глобальный информационный феномен". В связи с чем пришла пора "задумываться о создании некой системы информационного взаимодействия между странами БРИКС, которая бы вышла за пределы только взаимодействия между руководителями государств и соответствующих институтов, которые занимаются этим сотрудничеством, – считает сенатор. – То есть надо ставить задачу создания некоего общего информационного пространства".

Если вначале, в момент создания организации и некоторое время после этого на Западе относились к ней достаточно пренебрежительно – как к искусственной структуре, созданной просто для того, чтобы подразнить Запад, и не имеющей больших перспектив, – то затем ее стали воспринимать все более и более серьезно. "А сейчас воспринимают совсем серьезно, – продолжает Пушков. – Я бы даже сказал, что есть некие алармистские тенденции в западных СМИ".

Опасения в первую очередь связаны с тем, что БРИКС несет угрозу гегемонии доллара в мировых финансах. Но сенатор не стал вносить никаких успокаивающих ноток. Пожалуй, напротив, плеснул дополнительную порцию масла в костер соответствующего алармизма.

"Как мне представляется, из новых для БРИКС явлений, конечно, надо выделить подготовку системы внутренних расчетов БРИКС, которая может привести к тому, что очень большая доля товарооборота стран БРИКС, особенно приходящегося друг на друга, будет происходить в некой другой единице, чем доллар, – прогнозирует Алексей Пушков. – Из одной из публикаций в западной прессе я узнал, что рабочее название этой единицы – The Unit. И этот самый "юнит", условно говоря, действительно может превратиться в фактор сужения зоны действия доллара".

Выступивший следом заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, не раскрыл названия новой глобальной альтернативной денежной единицы, но информацию, по сути, подтвердил: "Абсолютно верно то, что в центре здесь – повышение роли государств БРИКС в международно-финансовой системе... Одним из безусловных приоритетов российского председательства (в БРИКС. – "МК") является наращивание расчетов в национальных валютах, укрепление корреспондентских банковских сетей для обеспечения международных транзакций, повышение потенциала пула условных резервов. Прежде всего – в части применения валют, альтернативных доллару США".

Впрочем, как явствовало из выступления еще одного оратора, директора Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, известного специалиста по Китаю Алексея Маслова, панику по поводу судьбы доллары западным финансистам – и Западу в целом – поднимать пока, пожалуй, все-таки рановато.

"Китай, в целом поддерживая, безусловно, позицию по введению альтернативных систем платежей, довольно аккуратно подходит к этому вопросу и не собирается галопировать этот процесс, – сообщил профессор Маслов. – Мы здесь должны понимать китайскую позицию: Китай свой внешнеторговый бизнес в основном, на три четверти, делает именно на работе в долларовой схеме и в долларовых объединениях. Две трети мировых авуаров пока находятся в долларах. И самое главное – пока Китай не собирается предлагать именно альтернативу. Он собирается предлагать свою систему".

Если же Россия намерена в свою очередь предложить партнерам по БРИКС альтернативные варианты, то должна прежде всего показать, "насколько они лучше и что они дают странам". Короче говоря – убедить, что это для них выгодно.

И это далеко не единственный вызов, стоящий сегодня перед БРИКС. К таковым Маслов относит также огромный разрыв в уровне социально-экономического развития стран, входящих объединение, затрудняющий принятие консенсусных решений, а также "возможную попытку превратить БРИКС в бюрократическую платформу, где идут обсуждения, но не принимаются серьезные принципиальные решения".

В общем, почивать на лаврах организации при всех ее достоинствах и геополитическом весе совершенно не приходится. Не то время, чтобы почивать. "Мир действительно пришел в нестабильность, в атомизацию решений, атомизацию смыслов, – закончил свою мысль Алексей Маслов. – И самое страшное, если он останется на уровне мелких объединений, которые обсуждают идеи, но при этом их не реализуют". Намек тонкий, но вполне прозрачный.

Читайте также: «Хочется пожалеть»: помощник президента Ушаков рассказал о рабочем графике Путина»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру