Командир саперного взвода с позывным «Азбест» рассказал, что его подразделение занимается разминированием у линии боевого соприкосновения. «Ведем поиск схронов противника, минных полей, находим неразорвавшиеся снаряды. В общем, все те «подарки», что ВСУ нам оставляют для того, чтобы сделать жизнь мирных граждан сложнее», - разъясняет офицер.
По его словам, саперы встречают абсолютно всякие взрывные устройства - от противопехотных минных полей, которые противник устанавливал стационарно, до полей дистанционного минирования.
«ВСУ очень часто сейчас применяют дистанционное минирование минами ПТМ-3. Оружие весьма опасное и не подпускает к себе саперов», - говорит сапер.
По его словам, самое сложное в работе его подразделения – «дойти до места минирования, до места работы».
- Дойти так, чтобы технику не подвергать расстрелу или подрыву, очень далеко высаживаемся. Километров пять, может, больше идем пешком. Сверху коптеры летают, выслеживают, начинают скидывать, наводить артиллерию. Минировать уже проще. Надо быть физически развитым. Работа сапера — тяжелая. Каждый человек привыкает. Это как тренировка: день-два походил — тяжело. На третий уже побежал. Организм привыкает, мышцы крепнут. Да и в мирное время, когда служил «срочку», физическая подготовка была не на последнем месте. Постоянная сдача нормативов ФИЗО, постоянные тренировки. Это тоже помогло, очень, — отмечает военный.
ВСУ минируют абсолютно все - и подступы к домам, и лесопосадки, и поля.
- Нередко встречались такие минные поля, как мы их называем - фермерские. То есть фермер посадил там кукурузу или подсолнухи, и это все минируют. Националисты это делают для того, чтобы лишить край продовольствия, - говорит мой собеседник.
По его оценке, несмотря на то что в последние месяцы группировка «Восток» активно продвигается, противник от минной войны не отказывается и не ослабляет ее.
- Все равно они успевают минировать перед отходом, потому что очень часто применяют дистанционное минирование с помощью FPV-дронов или беспилотника «Баба Яга», других дронов. Как с этим боремся? Любыми подручными средствами. И зенитчики нам помогают, и стрелковое оружие, и противодроновое оружие, и гладкоствольное оружие с новыми патронами, начиненными сетками, - поясняет «Асбест».
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/12/12/15/articlesImages/image/9a/a1/f2/97/0630587ab0b3c5e6b211d6c4bbdcaa8b.jpg)
Обратил внимание на невероятное спокойствие этого человека. А ведь работа сапера на передовой одна из самых опасных.
- Трудимся спокойно, потому что уже привыкли к этому риску, можно так сказать, - говорит он. - Но все равно опасаться нужно, потому что расслабишься - и все пропало. Если ты сапёр, ты должен знать, как минировать, как мина установлена, принцип ее действия, как ее устанавливать. Если ты это знаешь, то тебе и разминировать намного проще.
Саперы работают в противоосколочных костюмах и используют современные миноискатели.
- Частенько к нам за помощью обращаются местные жители, - рассказывает сапер. - Даже те, которые после начала боев покинули село, а сейчас вернулись обратно. Люди просят проверить их дома и участки на наличие взрывоопасных предметов. Часто противник расставляет хитрые ловушки. Встречается очень много растяжек, спрятанных в неожиданных местах. При обнаружении опасного предмета извлекаем его, перемещаем в безопасное место или уничтожаем тут же дистанционно, применяя сбросы с беспилотника.
В активе этого подразделения серьезная статистика.
- Точную цифру обезвреженных предметов не назову, - говорит «Асбест», - но могу сказать, что за все это время обезвредили несколько тысяч различных видов установленных мин советского образца, а также неразорвавшиеся элементы кассетных боеприпасов, мин иностранного производства. Сейчас вот мы работаем в населенном пункте. Когда мы зачистим зеленую зону, жилые дома, люди потом будут возвращаться сюда, кто-то будет отстраиваться, кто-то будет заново здесь жить. Кто-то родился здесь, кто-то здесь вырос, кто-то хочет вернуться в свое родное, в родной дом. Сейчас мы им помогаем, очищаем. После каждого пройденного дома жильцы, хозяева его приходят и благодарят. Так приятно это: то, что ты вроде и свою работу выполняешь, и гражданскому населению помогаешь. Приятно слышать тёплые слова.
Стойкость, уверенность, холодная голова – это те качества, которыми, по его мнению, должен обладать современный сапер.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/12/12/15/articlesImages/image/fc/93/06/3f/a67e580df864f37e0eecb2b0a82f4a93.jpg)
«Асбест» родом из Тюмени. Был мобилизован. На СВО почти с самого начала. До мобилизации служил в армии, в разведроте.
- Там у нас была уже практика поверхностная по взрывным устройствам, в том числе самодельным. То есть мне чуть-чуть легче, чем кому-то либо, - говорит военнослужащий.
Его становление, как командира, проходило непосредственно на СВО.
- Научился, понял, как, что, куда двигаться, как управлять людьми, что нужно делать. Атмосфера, в принципе, боевая у всех. Ребята все настроены на победу. Поначалу, конечно, да, было всем тяжело, но в процессе боевой работы ребята настроились, и двигаемся дальше без потерь, - отмечает командир.
Дома в Тюмени его ждут жена, сын, дочка. Ждут, как он добавляет, с победой.
- Звоню им периодически. Спасибо супруге. Она все понимает и поддерживает. Конечно, переживает. Но держится, - говорит офицер.
Он уверен в том, что Родину надо защищать, а о плохом стараться не думать.
- Надо думать всегда о выполнении задачи, например, как ее выполнить без потерь. Все закончится победой. Я так думаю, не так уж долго осталось до окончания СВО. Видел на месте, как наши войска воюют, какие там ребята. Тут сомнений никаких, что победа будет скоро. А пока нужно потерпеть, - заключил Асбест.