«Здесь Каин убил Авеля»: что ждёт христианские святыни Сирии при новой власти

Сейчас это мало кого волнует

Есть одна тема, о которой за две недели «сирийской революции» говорится явно недостаточно. Не до того! Конечно, на фоне стрельбы и дележа власти, что будет с культурным наследием всех волнует мало. Но не следует забывать, что именно Сирия - колыбель христианства.

Сейчас это мало кого волнует

тестовый баннер под заглавное изображение

Антиохийский патриархат в Дамаске «по праву чести и древности» стоит на третьем месте в ранге православных поместных церквей. На первом — Константинопольская, на втором — Александрийская церковь. Наша РПЦ — на пятом, после Иерусалимской.

И, скажем честно, изо всех стран Ближнего Востока Сирия практически единственная, где количество коренных христиан превышает среднестатистическую погрешность. До гражданской войны это было порядка 10% от всего населения. 

Для сравнения в Турции христиан проживает всего 0,2%, в Израиле 1,2%, в перенаселенном арабами Секторе Газа считали даже не проценты, а по головам — порядка 1000 христиан из 2 с лишним миллионов жителей.

Остается Ливан, где представителей этой конфессии все еще около трети. Но там тоже далеко не все спокойно и сколько их останется в ближайшем будущем, если так дальше пойдет, никто не скажет.

«Безусловно, христианские святыни необходимо сохранить любой ценой. Даже в условиях смуты, Гражданской войны и всего того хаоса, что творится сейчас на Ближнем Востоке, — считает Милла Жуковская, вице-президент Общественного Фонда «Духовное наследие святого Апостола Павла», занимавшегося культурными проектами в Сирии. —  Здесь необычайные и удивительные места, в которых  сходятся религии, где расположены множество святынь как христианского, так и мусульманского, иудейского мира, и только варвары способны все это уничтожить, не подумав».

Если древняя земля Израиля — площадка, где происходили события конкретно Нового Завета, и что там было на самом деле, а что впоследствии мифологизированно, тонет во тьме веков, то Сирия — это вполне исторически достоверные первые века христианства и реальные личности, населявшие эту местность.

Начиная от гонителя первых последователей Христа Савла, который шел в Дамаск, заснул в местечке Каукаб, увидел во сне воскресшего Сына Божьего, говорившего ему с упреком: «Что же ты гонишь меня?» — и проснулся уже Апостолом Павлом. Павел окончательно обособил христианство от иудаизма, стал создателем большого количества христианских общин (фактически формировал церковь), он же стоял у истоков христианского богословия.

В 60-х годах прошлого века Каукаб был заброшенным всеми пустырем. Московский патриарх Алексий Первый повелел воздвигнуть здесь часовню. Ее строили наши инженеры.

Советское руководство, дружившее тогда с Сирией, поддержало этот проект, прекрасно осознавая, что единая вера не менее прочно связывает народы, чем поставки самого грозного оружия и солдат.

На открытии бронзового Апостола Павла по проекту скульптора Рукавишникова в 2005 году приехали делегации из Ливана, Иордании, Ирака, Турции. Среди почетных гостей были представители всех религий Ближнего Востока, высшее мусульманское и христианское духовенство. …До войны в Сирии оставалось чуть более шести лет.

Конечно, обойтись в Сирии без упоминания Ветхого Завета тоже невозможно, тем более, в нем много ассоциаций с днем сегодняшним.

На горе Касьюн, возвышающейся над Дамаском, Каин убил Авеля. Согласно Библии, это было первое убийство в человеческой истории, но уж точно не последнее. Здесь находится так называемая Пещера первой крови.

Сверху в хорошую погоду видны Голанские высоты, в 1967 году ставшие причиной войны между Израилем и Сирией, конфликта, который был не разрешим до дня сегодняшнего.

Благодаря происходящим в Сирии событиям, видимо, ООН придется пересмотреть принадлежность этой территории. Сейчас она считается оккупированной Израилем. Но если единой Сирии не будет, то кому она достанется? Тем более, что Тель-Авив уже заявил свои притязания не только на Голаны, но и на их окрестности.

В мечети Омейядов в самом центре Дамаска якобы похоронена голова Иоанна Крестителя. Во времена Византии на этом месте стоял христианский храм, где голова точно лежала — собственно, этот храм и построили, чтобы не потерять место ее погребения.  

В VIII веке церковь была выкуплена мусульманами и разрушена, а на ее месте воздвигли уже мечеть. Мусульмане также почитают Иоанна Предтечу, но уже как пророка Яхья.

Уцелели ли его мощи, доподлинно неизвестно, говорят, голова спрятана глубоко под землей, сверху воздвигнута усыпальница, украшенная по периметру рельефными стёклами цвета изумрудов.

В Омейядах же стоит Белый минарет также ценимого мусульманами пророка Исы — Иисуса Христа, — на лестницу которого, согласно преданию, Спаситель и спустится второй раз на землю. Каждый божий день служки минарета меняют ковёр, чтобы Миссия, который должен появиться неожиданно, ступил ногами на совершенно новое покрытие. Так продолжалось веками…

Интересно, а во время свержения Асадов эта традиция сохранилась?

«В городе Хомсе хранился подлинный Пояс Богородицы, частицу которого когда-то привозили в Москву, во время захвата Хомса боевиками ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация — авт.)ничего не осталось, но реликвию спасли священники ценой своей жизни они спрятали ее от боевиков, а потом вернули обратно, интересно, где этот пояс сейчас?»— вспоминает общественница Милла Жуковская.

Поселок Маалюля — единственное место на земле, где говорят на родном языке Христа. В первом тысячелетии арамейское наречие было распространено в Палестине. Сегодня его понимают всего несколько сотен человек. Здесь расположен самый древний женский христианский монастырь. По преданию его основала святая Текла, ученица Апостола Павла, которая в первом веке нашей эры бежала от разбойников и спряталась в уединенном гроте, где и прожила до 90 лет. Что и породило впоследствии традицию женского монашества. 

Сегодня монастырь находится в ведении Антиохийского патриархата греческой православной церкви, в 2013-м году он был захвачен террористами, более шести месяцев монахини и послушницы оставались их заложницами. Впрочем, никого не убили. Но настоятельницу матушку Пелагею после освобождения сняли с должности и разжаловали, видимо, за то, что не оказала с другими женщинами достойный отпор захватчикам, которых не могла долго победить и международная коалиция. Монахиня скиталась, страдала, а в прошлом году умерла…

Единственный прижизненный портрет Девы Марии хранится в другом женском монастыре Сейдная, под землей. Его последняя настоятельница строгая матушка Кристина умерла от разрыва сердца, узнав, что во время бомбежки, снаряд попал в соседнюю школу с детьми. Сам этот монастырь уцелел, но сейчас он закрыт. Камни все же крепче людей, но и их точит ненависть…

«Конечно, сейчас гораздо больше говорят о том, каким будет будущее политическое устройство Сирии, какая там будет власть, но очень бы хотелось понять, как будут сохранены эти древние святыни. Кто будет нести ответственность за это. Этим, я считаю, должна заниматься международная общественность и не по остаточному принципу, ведь это очень важно, правители приходят и уходит, а вера это то, что остается навсегда и делает нас людьми», — резюмирует Милла Жуковская.

Согласно легенде, когда Иисус Христос (пророк Иса) спустится в Белый Минарет в центре Дамаска, он воскресит Иоанна Крестителя (пророка Яхья) и потом оба они пешком отправятся в Иерусалим. Для восстановления мира на всей земле…

Но, судя по тому, что сегодня творится в мире вообще и в Сирии в частности до этого еще очень и очень далеко…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру