Поскольку заседание Совета по науке и образованию было посвящено подготовке инженеров, разговор о математике, физике и т.д. зашёл неспроста. Эти предметы являются базовыми для современных квалифицированных профессионалов. «Нам нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования», - подчеркнул Путин. Он отметил, что важнейший период подготовки таких специалистов - 5-9-е классы, поскольку именно в средней школе формируется необходимая база знаний по математике и естественным наукам. «Уровень преподавания этих дисциплин должен быть высоким - не в отдельно взятых учебных заведениях, школах-лидерах, а по всей стране», - подчеркнул президент. Ему явно не понравилась статистика по победителям и призёрам Всероссийской олимпиады школьников, 43% которых представляют Москву, 14% - Подмосковье, 8% - Татарстан и 7% - Санкт-Петербург. «Четыре субъекта всего! - с досадой воскликнул Путин. - Нам что же: всех в Москву перевозить что ли, в школу? Нет, наверное! Это неприемлемо, да. Нужно повышать уровень преподавания в регионах»
По мнению ВВП, математика, как и остальные естественно-научные дисциплины, должна увлекать. Сейчас же многие школьники уже в самом начале обучения теряют интерес к таким предметам. Одна из причин - содержание программ начальной и основной школы. Кроме того, в некоторых учебных заведениях естественно-научные дисциплины из-за дефицита кадров преподают учителя другого профиля. Чиновники эту скользкую тему предпочли не затрагивать, однако, по словам участвовавшего в заседании Совета представителя «Народного фронта», более трети директоров школ заявляют о нехватке учителей математики, а в каждой седьмой школе отсутствует преподаватель физики. Владимир Путин на это заметил, что у него есть и собственные данные, подтверждающие эту безрадостную статистику. Он напомнил, что опросы россиян регулярно проводят не только всякие специальные организации и «Народный фронт», но и ФСО России, причём делает это регулярно. (Как минимум перед выборами президента). Если в 2018 году о нехватке преподавателей математики заявили 14,9% родителей, то в 2024-м - уже 33,2%. По учителям физики расклад такой: 16,5% в 2018 году и 24,1% сейчас. «Мне кажется, что это убедительно показывает те проблемные вопросы, которые нам всем вместе и прежде всего, конечно, ведомствам нужно решать», - заявил Путин.
Он также указал на значительную долю возрастных педагогов - 65 лет и старше - по естественно-научным дисциплинам в школах. «Ничего не хочу здесь комментировать, но прошу обратить на это внимание», - обратился к чиновникам президент, очевидно, подразумевая, что знания таких педагогов несколько устарели и не соответствуют задачам сегодняшнего дня. По словам Путина, плохая демография в ближайшие годы отрицательно повлияет на численность учащихся в младшей школе, тогда как в старшей и средней, наоборот, прогнозируется рост учеников практически на миллион. «Нужно, чтобы мы внимательно подошли к регулированию численности преподавателей. Дефицита возникнуть не должно», - подчеркнул Путин. Он предложил подумать о назначении повышенных стипендий студентам педагогических вузов, которые готовятся стать преподавателями математики и других естественно-научных дисциплин.
Впрочем, есть и другая, не менее сложная проблема: далеко не все студенты после выпуска работают по полученным специальностям. Это касается как учителей, так и тех же самых инженеров. В целом, по данным опросов, которые были проведены в 80 регионах РФ, 38% россиян заявили о том, что полученное высшее образование им в жизни не пригодилось и занимаются они совсем не тем, чем собирались в вузе. «Если на первом курсе работать по специальности хотят 77% студентов, то на старших курсах только 56%», - заявил Путин. Он отметил, что как школьные, так и вузовские образовательные программы нуждаются в обновлении. В школах учебный материал нужно сделать более понятным и интересным. В вузах - «убрать устаревшие, порой просто архаичные курсы» «Это одна из ключевых причин, по которой ребята теряют интерес к будущей профессии, а порой и вообще бросают обучение», - уверен Путин. На некоторых инженерных специальностях обучение не заканчивают до 40% студентов. Эти данные, по словам президента, «попросту обнуляют все наше планирование объёмов подготовки кадров». Министерства должны представить предложения, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, указал он.
Как минимум двое участников заседания заявили о том, что математике нужно уделять повышенное внимание не только в школе, но уже в детском саду. И там же начинать растить будущих инженеров. По словам главы Росатома Алексея Лихачёва, через игры и головоломки можно выделить склонных к техническим специальностям детей, патронировать их и «за руку привести в соответствующие учебные заведения». Директор «Сириуса» Елена Шмелева в свою очередь предположила, что дети, которые с раннего возраста будут сталкиваться с инженерными задачами в игровой форме с большей степенью вероятности будут заниматься ими в будущем. По крайней мере, они не будут считать профессию инженера сложной, отметила она.