Российский рынок акций резко подскочил вверх, доллар, напротив, упал, да так, что пришлось закрывать обменные пункты. Депутаты, которые совсем недавно прогнозировали, что слово «американец» станет ругательным во всем мире, бросились звонить в Конгресс с предложениями дружбы и сотрудничества. А бизнесмены принялись подсчитывать, как вырастет импорт при смягчении санкций и подешевеет нефть в случае продвижения к урегулированию украинского кризиса.
В Кремле, похоже, тоже испытывают как минимум сдержанный оптимизм. «Предыдущая администрация США придерживалась точки зрения о том, что нужно сделать все, чтобы война продолжалась. Нынешняя администрация, насколько мы понимаем, придерживается точки зрения, что нужно сделать все, чтобы войну остановить и чтобы восторжествовал мир. Нам гораздо больше импонирует позиция нынешней администрации. И мы открыты для диалога», — заявил журналистам Дмитрий Песков. Сам Дональд Трамп, комментируя разговор с российским президентом, высказал мнение, что Украина вряд ли сможет вернуть утраченные в ходе конфликта территории, а ее членство в НАТО — непрактично и маловероятно. С другой стороны океана эти слова восприняли как готовность пойти на уступки еще до начала полноформатных переговоров. Только в Европе к ним отнеслись с тревогой и разочарованием. А в Москве — с вполне понятным воодушевлением. Напомним, что оба эти пункта — сохранение контроля над территориями и отказ от приема Украины в НАТО — содержатся в требованиях, озвученных Владимиром Путиным летом 2024 года в МИДе. Там, правда, говорилось, что Киеву следует вывести войска из новых российских регионов в пределах административных границ, существовавших на момент их вхождения на Украину. Однако когда дело дойдет до предметного разговора, Москва может смягчить эту формулировку, чтобы продемонстрировать договороспособность и стремление к миру.
Не менее оптимистично с точки зрения Кремля выглядит и плохо скрываемое пренебрежительное отношение Трампа к Владимиру Зеленскому. Звонок в Киев из Вашингтона последовал уже после разговора с Москвой. А сообщения о его содержании оказались довольно скупыми и малоэмоциональными, что не характерно для нынешнего хозяина Белого дома. Похоже, позиция Трампа сводится к тому, что вести переговоры он будет с Владимиром Путиным, а «Зеленский будет делать то, что считает нужным», пока остается у власти. Впрочем, судя по комментариям, озвученным перед журналистами в Белом доме, американский лидер подозревает, что активным участником переговорного процесса Зеленский останется ненадолго. «Иногда вам приходится проводить выборы. Но, знаете, рейтинг у него, мягко говоря, невысокий», — отметил Трамп. Трудно удержаться от соблазна предположить, что будущее Зеленского обсуждалось в ходе телефонного разговора президентов России и США, тем более что Кремль никогда не скрывал, а наоборот, неоднократно подчеркивал, что нынешний глава Украины нелегитимен, и эта нелегитимность является препятствием для заключения долгосрочных договоренностей и подписания документов. А значит, его президентство отдаляет исполнение «самого главного» желания Трампа «как можно быстрее завершить этот ужасный конфликт».
Поскольку и в Москве, и в Вашингтоне состоявшийся между лидерами разговор оценили как важный, содержательный и даже «фантастический», неудивительно, что обе стороны спешат приступить к подготовке полноформатных переговоров. «Главы государств будут ориентироваться на отдельную встречу (...) немедленно будут даны поручения помощникам, чтобы те начали соответствующую работу», — заявил на брифинге Дмитрий Песков. Трамп уже озвучил состав переговорщиков: это госсекретарь Марко Рубио, директор ЦРУ Джон Рэтклифф, советник по национальной безопасности Майкл Уолтц и спецпредставитель Стив Уиткофф. По словам Пескова, в России готовы принять «американских должностных лиц по тем направлениям работы, которые представляют взаимный интерес, включая тему украинского урегулирования». Однако список их российских визави в Кремле пока не называют. По неподтвержденным, но заслуживающим доверия данным, в него войдут помощник президента по международным вопросам Юрий Ушаков и глава РФПИ Кирилл Дмитриев, который указом президента получит дополнительные полномочия.
Имя Дмитриева как ключевого переговорщика на треке обмена заключенными назвал прилетавший за Фогелем в Москву Уиткофф. «В России есть джентльмен по имени Кирилл, он много сделал для этого. Он стал важным проводником, соединившим две стороны», — сказал он. «Джентльмен Кирилл» и раньше контактировал с администрацией Трампа: в 2017 году, как сообщали американские СМИ, он провел несколько непубличных встреч с ее представителями в Давосе и на Сейшелах. Одновременно Дмитриев и его фонд плотно работает с Саудовской Аравией и поддерживает личные контакты с представителями правящей династии. Отметим, что еще одним посредником, способствовавшим обмену заключенными, стал наследный принц СА Мухаммед бен Салман. А Дональд Трамп назвал Эр-Рияд местом своей встречи с Владимиром Путиным, которая состоится «в не слишком отдаленном будущем». В Кремле также дали понять, что тянуть с организацией саммита не намерены. «Определенно есть потребность в достаточно оперативном проведении такой встречи», — заявил журналистам Дмитрий Песков, не подтвердив и не опровергнув выбор Эр-Рияда.
Вместе с тем в Москве допускают, что внезапно начавшийся «медовый месяц» в отношениях с Вашингтоном может так же внезапно и закончиться. Все помнят, что перед первой полноформатной встречей российского и американского лидеров в 2018 году тоже было много надежд и ожиданий, которые в итоге ничем конструктивным не закончились: отношения России и США на всех направлениях стали только хуже. На этот раз с учетом украинского конфликта ситуация выглядит еще более сложной и непредсказуемой. И если Трампа вполне устроят быстрая развязка и временное перемирие, то России нужен долгосрочный устойчивый мир со всеми гарантиями по безопасности. «Если свет в конце тоннеля и забрезжил, то пока в нем нельзя ничего разглядеть», — разводят руками кремлевские скептики.