Бывший белорусский оппозиционер рассказал о провале «революции сытых» в Беларуси

Юрий Воскресенский рассказал о политических играх оппозиции, которые чуть не погубили Беларусь

Недавние выборы Президента Беларуси назло врагам Союзного государства прошли как по маслу. В республике помнят, что пережила страна в 2020 году и какими усилиями был потушен гибридный пожар, вспыхнувший тогда после выборов главы государства. Ко многим участникам тех событий пришло осознание того, что своими действиями, отсутствием гражданской позиции они чуть не погубили мирную, стабильную и независимую страну. И герой нашей беседы -человек, примкнувший в 2020 году к белорусский оппозиции, изнутри увидевший ее разрушительные замыслы, переосмысливший все происходящее и ставший «единственным демократом, за которого сегодня не стыдно» - как пишут о нём белорусские журналисты. Юрий Воскресенский - политолог, писатель, общественный деятель и один из соавторов проекта новой Конституции Беларуси. 

Юрий Воскресенский рассказал о политических играх оппозиции, которые чуть не погубили Беларусь
Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

- Юрий Валерьевич, волею судьбы вы побывали по разные стороны баррикад. В начале 90-х были в активе белорусского комсомола (первым секретарем ЦК ЛКСМБ), затем членом бюро ЦК компартии Белоруссии, с 2010 года депутатом Мингорсовета. Разочаровались в политике, окунулись с головой в бизнес, а потом жаждали перемен. В 2020 году оказались в оппозиционном лагере и боролись за смену власти в Беларуси. Сейчас вы в стане сторонников Александра Лукашенко. Тема перерождения личности, ее метаний на сломе эпох и в периоды острого противостояния разных политических сил актуальна во всех времена. Яркий литературный пример Григорий Мелехов, герой романа Шолохова «Тихий Дон». В чем в наши дни кроются причины перерождения? Как этот процесс проходил у вас?

- Процесс перерождения не надо путать с «переобуванием», как сейчас модно говорить. У него более глубокие корни и причины не сиюминутны. Они связаны с разочарованием, пониманием бессмысленности тех или иных процессов, невозможностью на них повлиять и личностной реализацией, не в ущерб общему делу, конечно.

Так сложилось, что с политикой и общественной деятельностью я на короткой ноге уже более 30 лет. И что важно, всегда разделял патриотические взгляды и был в руководящем звене организаций левой направленности. Никогда и никаким боком не имел дело с демократическими силами старой и новой оппозиции. Хорошо помню, как в 1994-96 гг. компартия схлестнулась с Александром Лукашенко. Тогда я не мог разделить решение ее лидера противостоять молодому народному президенту и вскоре пришлось уйти. Личные амбиции руководства не должны преобладать над партийными идеями. Это аксиома. Позднее при моем активном участии создавалась новая компартия Беларуси, которая существует и по сей день.

И действительно, в 2020 году я впервые оказался в оппозиционном лагере. Более трех месяцев руководил, а точнее «волонтерил» в районном предвыборном штабе Виктора Бабарико, кандидата, который казался пророссийским. На тот момент идеи «эффективного» банкира мне импонировали, поскольку сам занимался бизнесом. Тогда еще не было понимания, что Бабарико может быть вовлечен в более тонкую игру и никаким пророссийским кандидатом ни он, ни его команда не являются от слова «совсем». Позже стало понятно, что эти люди в политике самые настоящие туземцы, без элементарного опыта, ответственности, идеологической основы, которых западные силы к тому же используют втемную. Речь про весь объединенный штаб оппозиции. В основе их мировоззрения лежал банальный корыстный интерес, ровно, как и у новой российской оппозиции.

- В 2020 году во время выборов Президента Беларуси вы прошли огонь и воду. Два месяца провели в СИЗО КГБ, где состоялась сенсационная встреча Александра Лукашенко с лидерами оппозиции, главными заводилами протестов. К тому моменту вы многое переосмыслили, разобрались, где «черное и белое» и поплыли против «змагарского» течения, стали призывать к диалогу оппозицию и государство. И среди своих, и среди чужих вы стали врагом. Сюжет, который используется в кино. Но ваша жизнь - это не кино и выдержать это непросто. Что вам придало сил?

- Политическая борьба часто бывает сложная и трагичная. Президентом нельзя стать, им можно только родиться. Вся скрытая глубина цитаты Александра Лукашенко после гибридной атаки на Беларусь стала понятна многим. Политикой надо жить, а не играть в неё. В 2020 Республика Беларусь стояла на пороге гражданской войны в качестве разменной монеты западных внешних игроков. Находясь внутри оппозиционного штаба, мне, раньше, чем многим, открылась эта истина. Это дало силы выстоять, приняв на себя весь шквальный огонь, поскольку я был первым из лагеря оппозиции, кто официально призвал к диалогу с государством и прекращению противостояния. И впоследствии не пытался ловчить и хитрить. «Эволюция вместо революции, Конституция вместо революции» - этот тезис был озвучен мной на Всебелорусском народном собрании в 2021 году. Мое политическое кредо неизменно - государственник.

- Я прочитал вашу книгу-исповедь с эпатажным названием «Гамбит Воскресенского, или как я свергал Александра Лукашенко». По духу вы человек советский, родом из интеллигентной семьи инженеров. Ваш отец коренной москвич, дедушка и бабушка участники Великой Отечественной войны, партизаны. Россия и Беларусь для вас родные с детства. Будучи еще 16 -летним мальчишкой в октябре 1993 года вы были у Белого дома в Москве на стороне его защитников от новоявленных разрушителей. И уже тогда получили «прививку от перемен», ощутили на себе, как и многие в те времена, горькие последствия переворотов. Какие мотивы заставили Вас искушать судьбу в 2020 году?

- События 1993 года отпечатались в памяти на всю жизнь. Пришло понимание, как тонка та грань, которая может отделить мир от гражданской войны, а родную и дорогую тебе страну от катастрофы. В Беларуси 2020 года на первом этапе предвыборной кампании не было осознания, что возможен трагический исход. Все три кандидата (Бабарико, Цепкало, Тихановская) казались пророссийскими, поначалу говорили простые правильные тезисы, использовали нормальную белорусскую символику. Старая радикальная оппозиция (БНФ) не смогла даже выдвинуть кандидатов. И в эту компанию я шел со спокойной совестью. Политическая арена манила, да и я давно сформировался как политик. Хотелось эволюционной трансформации власти, быть активным участником процесса, взлететь на политическом трамплине. И как мне казалось, была возможность сделать это на порядок быстрее, чем в команде действующего президента, где свободных мест, увы, не было. Как бы это сейчас зловеще-комично не звучало, в 2020 перед глазами стоял пример Зеленского. И только потом, когда ситуация начала выходить из-под контроля, митинги стали проходить под националистической символикой, приобретая откровенно криминальный характер, я принял решение уйти из объединенного штаба. Все лидеры оппозиционной тусовки оказалась на поверку политическими проходимцами, пустышками, которые подставили и банально предали своих сторонников, обрекли их на скитания, а сами растворились в западном тумане. Про отсутствие у них идеологического и нравственного фундамента, а также организаторских талантов говорить нет смысла. И видимо мой реальный политический опыт как раз и повлиял на то, что меня в то время записали в число главных заводил-организаторов протестов.

Позднее Александр Лукашенко, выступая в 2021 году на Всебелорусском народном собрании, заявил о том, что «это мы, власть, тогда недоработали. Ведь Юра Воскресенский был депутатом, мог продолжить работу на государство, но не стал. Мы его упустили. И это – наша общая вина».

- В своей книге вы перечисляете субъективные и объективные причины попыток переворота в Беларуси. Одна из них в том, что некоторые оппозиционеры, считающие себя патриотами, смотрели на развитие страны по-иному, чем Президент Беларуси, но их тоже записали во враги народа. Всплывает тема патриотизма, его теоретического осмысления. Как объединить условных «красных и белых»? Это приобретает первостепенное значение для нашего Союзного пространства.

- Необходимость объединяющей идеи, концепции продиктовано временем и желанием наших граждан. В СССР мы знали, куда двигаемся и что строим, а сейчас такого понимания нет. На государственном уровне ни в Беларуси, ни в России нет идеологии. Сейчас настал момент для совместного поиска, мозгового штурма с привлечением ученых, политологов, общественных деятелей, которые будут вырабатывать теорию. И к сожалению, время работает против нас. Жизненно важно иметь стержневую идеологическую концепцию развития Союзного государства, а возможно и в рамках ЕАЭС. И желательно на ближайшие сто лет. К слову, США даже по вопросам развития искусственного интеллекта уже приняли программу на целый век вперед.

- В наше непростое время гибридных войн люди шарахаются из одной крайности в другую. В данном случае речь не о предателях, продавшихся за тридцать сребреников. Я был потрясен, когда многие люди на Украине, которых мы называли братьями, и с которыми долгие годы шли рука об руку, в одно мгновение превратились в зомби, клюнули на чужие смертельно опасные увещевания, схватили автомат и яростно идут в атаку. В наше сложное время человеку нужна твердая мировоззренческая основа. Где ее раздобыть? Особенно молодым людям. Иначе ведь новые Геростраты сожгут весь мир.

- Без твердой внутренней позиции, идеологического стержня в душе человеку приходится очень сложно. Или его купят, или мозги перевернут, а многими управляют эмоции или двигают надежды на перемены, за которыми часто не рассвет, а чужие разрушительные замыслы. И опять мы упираемся в вопросы идеологии.

Раскодировать украинцев можно, но для этого надо, чтобы там вещало «Останкино». Не секрет, что на Украине управляет националистическое, нацистское ядро и постепенно водораздел между, условно говоря, «хорошими» и «плохими» украинцами стирается. И что, нам теперь забыть «Молодую гвардию», подвиги Ковпака, и, в конце концов, образ Павки Корчагина, который был готов отдать жизнь за Родину, став символом героического советского комсомола. Имеем ли мы право не бороться за сознание украинцев, отдав страну на откуп новым геббельсам и их пропагандистам? Необходима альтернативная концепция, основанная на единстве трех народов. Она даст России, Беларуси и Украине мощную синергию. Об этом надо думать прямо сейчас, а за нас думает Америка и успевает думать не только за нас. И вплоть до того, что прописать возвращение Украине их земель, недр и средств производства, на которые ушлые западные фонды и компании уже положили свою лапу. Без такого основополагающего документа будет сложно достичь целей СВО. Важно, чтобы за нами пошел украинский народ. И для этого необходима системная информационная наступательная работа, направленная на вовлечение украинского населения через слово и мотивацию, а не только через угрозы и порицание.

- Значение гражданского общества трудно переоценить в современных условиях. Наши противники очень хорошо используют термин «гражданское общество» в своих целях, направляя его и регулярно подпитывая. Мы же пока варимся в своем соку. В Беларуси принят закон о гражданском обществе, но без методических наработок. И что это такое в реальности мы представляем слабо. Каково взаимоотношение «гражданского общества» и государства? И нужна ли вообще оппозиция?

- В Беларуси структуры гражданского общества были подвергнуты всеобъемлющей ревизии. Из трех тысяч порядка 1800 организаций (НКО) были ликвидированы. Структуры гражданского общества могут формироваться исходя из конструктивных общественных инициатив. И здесь, как мне кажется, необходимо применять меры стимулирования и поощрения. Америка веками системно работает со своими активистами и лидерами мнений. Сейчас Беларусь берет на вооружение российскую практику грантового финансирования. А тем организациям, которые структурировались, сумели доказать эффективность, можно идти навстречу, поддерживая их экономические и другие полезные для общества проекты. Проще говоря, давать им возможность зарабатывать, ведь у государства карман не безразмерный.

Главный признак системной оппозиции - признание независимости, суверенитета своего государства и Закона. Без нее не обойтись. Как сказал Александр Лукашенко, единообразие приводит к застою. Должно быть соревнование различных идей, концепций, их широкое обсуждение. Ведь гавканье из подворотни - это не системная оппозиция. И ни при каких условиях гражданские структуры и системная оппозиция не должны выступать против страны и финансироваться из-за рубежа. Это железное правило.

- Вы включены в состав Комиссии по помилованию, понесших наказание по уголовным статьям в том числе, связанным с протестной активностью и возвращению тех, кто уехал за рубеж. Комиссия была создана по решению Президента Беларуси и работает под председательством Генерального прокурора РБ. Что является главным в подходе Комиссии к судьбе каждого конкретного человека?

- Сразу подчеркну, что термин «политзаключенный» - это хитроумный западный шаблон. В Беларуси их нет, но западные деятели упорно причисляет к этой категории порядка 1500 человек, осужденных по конкретным уголовным делам (5% от общего числа заключенных). За 2024 год в результате работы Комиссии было помиловано около 300 человек от этого количества. Но, что парадоксально, мы не видим никакой поддержки этому процессу как со стороны Запада, так и со стороны наших «беглых». Более того процесс помилования выбивает у них опору из-под ног и вызывает нескрываемое публичное недовольство. Громкие голоса со стороны западных стран касаются так называемых «ВИП узников», заводил протестов. Их порядка 30 человек. Мы неоднократно давали понять, что вопрос об их судьбе будет рассмотрен в самую последнюю очередь, с учетом тяжести уголовных статей. И обязательно будет связан с вопросом отмены секторальных санкций в отношении белорусских предприятий, открытия воздушных границ и пунктов пропуска. Это моя железная позиция, как члена Комиссии, и она находит поддержку.

- Про «эмигрантское счастье» вы знает не понаслышке от своего знаменитого, прадеда, с непростой судьбой, который принял идеи Белого движения и это решение стоило ему утраты Родины. Впоследствии он стал известен как создатель и директор многолетних сезонов русского балета на Западе. Как идет работа Комиссии по возвращению «беглых»? 

- Благодаря поддержке и помощи России, которые Беларусь очень ценит, у нас построено крепкое социальное государство, и белорусы привыкли к определенному стандарту. Как показала практика, поддерживать подобный социальный стандарт в странах Западной Европы очень непросто. Условно говоря, зарплата в одну тысячу долларов в Беларуси эквивалентна пяти тысячам евро в Германии.

Уехали на чужие берега в основном представители среднего класса. Обращений в Комиссию море. Люди хлебнули «западного счастья», познали прелести местной медицины и отношения к себе хозяев той жизни. Особенно айтишники с детьми. Для примера, очередь к платному педиатру в Польше занимает около двух месяцев. В задачи Комиссии входит разъяснение того, есть ли за желающим вернуться какое-либо уголовное правонарушение, и насколько оно серьезное. Если человек пишет в Комиссию и возвращается, то действует неформальный «оберег», не преследовать его, если он даже проявлял активность в интернете во время протестов. Европейским деятелям где-то видимо приснилось, что якобы из Беларуси уехало около пятисот тысяч. Эта цифра явно носит политический окрас. Исходя из трудовых ресурсов, более реально говорить о 100-150 тысячах, но с поправкой на то, что точной информацией никто не обладает. Ведь многие возвращаются без обращения в Комиссию.

«Дым отечества светлее огня на чужбине», как писал древнегреческий мыслитель Лукиан. Новоявленные «люди мира» из числа наших соотечественников на всем Союзном пространстве постепенно усваивают эту простую как мир истину.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29469 от 25 февраля 2025

Заголовок в газете: Провал «революции сытых»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру