Николай Ващук может находиться за тысячи километров от Киева, своего родного города, но его жизнь еще никогда не была такой насыщенной, пишет The Guardian. Он управляет предприятиями по производству вареников в американском Кливленде, работает неполный рабочий день в местной благотворительной организации, одновременно изучая юриспруденцию в Кливлендском государственном университете. Его жена работает в детском саду, и пара воспитывает двоих сыновей. Он и его семья начали новую жизнь на берегу озера Эри, покинув Украину после декабря 2022 года.
“Там не было ни электричества, ни воды, поэтому мы решили переехать в США”, - говорит он.
Но угрозы администрации Трампа прекратить программы, которые позволяли украинцам легально жить и работать в США, свели на нет все его усилия, пишет The Guardian.
“Я подал заявление на получение TPS [Временного защищенного статуса] пять дней назад, но кто знает, что произойдет. Наши заявки все еще находятся на рассмотрении”, - говорит украинский мигрант.
Спустя три года после начала Россией специальной военной операции на Украине сотни тысяч украинцев начали новую жизнь в США. Одно из самых больших сообществ – около 15 000 человек – собралось в Кливленде.
Вскоре после вступления в должность Трамп приостановил рассмотрение заявок на участие в программе спонсорства United for Ukraine (U4U), которая позволила примерно 150 000 украинцев, спасавшихся от военных действий, легально въехать в США и работать в этой стране на срок до двух лет. Многие опасаются, что программа может быть закрыта навсегда.
В прошлом месяце администрация Байдена продлила действие TPS для более чем 100 000 украинцев, которые уже находятся в США, на 18 месяцев, до октября следующего года. С тех пор Трамп распорядился пересмотреть более широкую программу TPS, которая может повлиять на статус постоянного жителя около миллиона человек из 17 стран, которые бежали от насилия, беспорядков и экологических катастроф.
Вице-президент США Джей Ди Вэнс в течение нескольких лет неоднократно призывал прекратить поддержку Украины, и многие опасаются, что он может подтолкнуть Киев к соглашению с Россией, в результате которого Москва сохранит часть или всю украинскую территорию, которую она в настоящее время контролирует, отмечает The Guardian. Комментарии главы Пентагона Пита Хегсетаи самого Трампа, сделанные на прошлой неделе, похоже, поддержали эту позицию и подорвали позиции Украины на любых мирных переговорах, которые потенциально могут положить конец военным действиям.
Связи, связывающие Кливленд и Украину, насчитывают более ста лет. Первые украинские иммигранты поселились в районе Тремонт в 1880-х годах, работая в быстро развивающейся обрабатывающей промышленности региона. После первой мировой войны в Кливленд переехали еще тысячи человек.
Сегодня в Парме, городе к югу от центра Кливленда, расположен район Украинская деревня, где находится полдюжины украинских церквей и соборов. Его главные улицы увешаны украинскими флагами, а во многих местных магазинах и кафе можно услышать украинский язык.
Поскольку каждый десятый украинец, проживающий в США через TPS, проживает на северо-востоке штата Огайо, Кливленд служит ключевым центром для украинцев, некоторые из которых работают медицинскими экспертами в клинике Кливленда.
“За последние три года я стал свидетелем открытия клининговых компаний, цветочных магазинов, дизайнерских мастерских. Я пил кофе в совершенно новых украинских кофейнях. Я видел, как в Парме открывались новые украинские магазины”, - говорит Закари Нельсон, программный директор Global Cleveland, некоммерческой организации, которая работает с иммигрантами, в том числе с десятками украинских семей, в рамках программы "Объединяемся ради Украины".
Штаты Среднего Запада, такие как Огайо, десятилетиями боролись за сохранение или увеличение численности своего населения, и недавние исследования показали, что сокращение численности сдерживалось только из-за присутствия иммигрантов.
Нельсон говорит, что несколько украинцев поделились своими опасениями, что их иммиграционный статус может быть аннулирован. “Они спрашивают: "Придется ли нам уехать в течение двух месяцев? Собираются ли они арестовать нас и отправить в Гуантанамо?” - говорит он.
Татьяна говорит, что ее шестилетний сын, проживший в Кливленде почти два с половиной года, хорошо освоился в школе и даже стал фанатом "Кливленд Браунз", который он смотрит по телевизору каждое воскресенье во время сезона НФЛ.
“Мы ходим в церковь в Парме, - говорит она. - Здесь действительно замечательная община".
Но последние недели вызвали панику у нее – она приехала в США через U4U и также подала заявление на получение TPS – и ее родственников.
“Возможно, правительство закроет эту программу – я слышала, они могут остановить ее немедленно – и отправит нас домой, но на Украине все еще опасно. У меня есть TPS только до апреля, это очень скоро. Я не знаю, что мне делать”.
Она говорит, что ее сын хочет остаться в США, потому что там безопасно: “Я беспокоюсь за жизнь моего сына".