- Владимир Федорович, повлияет ли подписание СВСП на геополитическое положение Ирана в регионе Ближнего и Среднего Востока? Будет ли это сдерживающим фактором агрессивной антииранской политики Израиля и США?
- Наш договор с ИРИ - это, по сути, холодный душ на головы слишком горячих «ястребов» - сторонников Беньямина Нетаньяху в Тель-Авиве и представителей американской администрации новоизбранного Дональда Трампа. Что касается последствий нашего договора с Ираном, то в израильском военно-политическом руководстве, например, предвидели подобный сценарий укрепления альянса Москвы и Тегерана. Вот почему Нетаньяху так спешил еще до инаугурации Трампа и подписания СВСП в Москве как можно больше ослабить позиции Ирана в Сирии и Ливане. Он расширял агрессию против боевой шиитской организации «Хезболла» в Ливане, палестинского анклава «Хамас» в секторе Газа, поддерживаемых Тегераном. Спецслужбы Израиля провели ряд террористических акций в самом Иране. После контрреволюционного переворота против режима Башара Асада в Сирии позиции Ирана там были также подорваны. И Тегеран вывел оттуда почти все находившиеся там формирования «Корпуса стражей исламской революции» (КСИР). Тем временем Армия обороны Израиля (АОИ) или на иврите «ЦАХАЛ», расширила зону оккупации в южных районах Ливана и на принадлежащих Сирии Голанских высотах. Однако новая агрессия Тель-Авива в Сирии и Ливане встретила ожесточенное вооруженное сопротивление боевых отрядов ливанской армии и палестинских отрядов. В самом Израиле поднялась волна массовых протестов с лозунгами прекратить кровопролитие в регионе. Режим Нетаньяху не смог реализовать планы изменения баланса сил с приграничными странами в свою пользу. Подписание же СВСП в Москве между РФ и ИРИ заметно усмирило пыл израильской военщины. Это стало еще одной из причин проведения срочных переговоров Нетаньяху с Трампом. Ведь активизация сотрудничества Тегерана и Москвы, особенно в военной области, связывает руки американо-израильским реваншистам. Вот почему лидеры США и Израиля вынуждены были, по крайней мере, для СМИ, заговорить о своем стремлении достичь некого «нового миропорядка» на Ближнем Востоке. И даже заявляли о каких-то «мирных инициативах» в решении палестинского вопроса и в отношениях с Ираном.
- Почему стратегический союз Ирана и России так беспокоит Запад?
- Я бы уточнил, что коллективный Запад больше всего лихорадит не союз, а перспективы российско-иранского партнерства. Ведь оно направлено на укрепление суверенитета наших стран и прорывает фронт скоординированного международного воздействия на непокорные режимы Москвы и Тегерана. Ведь мы с Ираном выступаем теперь в одной связке. Однополярная модель мира во главе с «американским гегемоном» в последние годы затрещала по швам. Наш союз с Ираном нанес еще один сильный удар по современной геополитике Запада. Ведь судьба блока НАТО после прихода к власти Трампа стала совершенно неопределенной. Его членам, особенно западноевропейским, есть о чём беспокоиться. Крепость наших отношений с Тегераном усиливает наши стратегические позиции в ближневосточном регионе, - как экономические, так и военно-политические.
- После госпереворота в Сирии позиция руководства Турции по отношению к Ирану стала совершенно непредсказуемой. СВСП «не оставило равнодушным» и Эрдогана?
-Да, не менее отрезвляюще, чем на израильское и американское руководство, подписание СВСП подействовало и на турецкого «осман-пашу» Эрдогана. Как известно, по дипломатическим каналам мы с ним работаем в так называемом «астанинском формате». Напомню, что эта форма координации России с Турцией и Ираном, как гарантов для достижения мира в Сирии, была предложена казахстанским президентом Назарбаевым еще в 2017 году. В то время режим Асада вел борьбу с вооруженной оппозицией и боевыми отрядами исламских террористов. Встречи сторон проходили в столице Казахстана Астане. Турецкий лидер выступал в сирийском урегулировании как наш партнер, хотя и со своими «особыми» интересами». Как теперь видно, их подоплека заключалась в максимальном ослаблении позиций Тегерана и официального Дамаска. А также завоевания некоторых сирийских территорий и сковывания, где возможно, нашей политики на Ближнем Востоке. Двуличность Анкары проявилась именно во время свержения режима Асада.
- Турецкий лидер заявил, что его страна откроет газовую магистраль из Центральной Азии через Иран с перспективой транзита газа в Европу. То есть российский газ на энергетическом рынке Евросоюза планируется заместить азиатским? Это что - открытое игнорирование интересов Тегерана и Москвы?
- Что касается попыток турецких властей протолкнуть идею прокладки газопроводной магистрали из Центральной Азии в Европу, то ведь не секрет, что Турция – член НАТО и давно стремится любым путем добиться лояльности в Евросоюзе. А там же наши противники делают все, чтобы прекратить в угоду США «зависимость от российского газа». Но, как говорят наши иранские друзья, «еще не зашло солнце и не взошла луна». Смею заверить, что и на Эрдогана у нас найдутся меры воздействия и не только в «астанинском формате». В координации с Ираном нам это теперь делать будет намного легче.
- Президент Трамп известен своей резко антииранской позицией и всемерной поддержкой Израиля. Можно ли все-таки ожидать каких-либо изменений в ближневосточной политике республиканской администрации Вашингтона?
- Несмотря на утрату иллюзий противников Ирана после подписания СВСП, все планы военного воздействия, еще десятки лет назад разработанные в военных ведомствах США и Израиля, конечно, остаются в силе. Только теперь они обрели формат «Б» - стратегию «давления на Тегеран». В качестве плана «А» Трамп, как известно, выступил с мирными инициативами возобновления переговоров с Ираном по его программе «мирного атома» и восстановления «ядерной сделки» между группой стран 5+1(США, Китай, Россия, Великобритания, Франция плюс ФРГ) и Ираном. В ее рамках Иран должен был еще, начиная 2015 года, в обмен на снятие американских санкций, выполнять свою ядерную программу под строгим контролем Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). И снизить обогащение урана до уровней, приемлемых для «мирных целей». В случае противоборства Ирана США, по словам Трампа, имеют право применить в отношении иранского режима военную силу. По этому поводу иранские дипломаты смеются, вспоминая древнюю персидскую поговорку: «всякий источник имеет грязное начало». И серьезно добавляют, что политика Трампа в отношении Ирана может никогда не очистится от иранофобской «грязи».
- А какова позиция самого Ирана в «ядерном вопросе»?
- В мировые СМИ просочились сведения, что якобы ряд высокопоставленных иранских генералов обратились к верховному лидеру ИРИ аятолле Хаменеи с просьбой, учитывая прямую угрозу со стороны США и Израиля уничтожить Иран, снять конституционный запрет на обладание Республикой ядерного оружия. Одновременно появилась информация, что центрифуги производственных предприятий ядерной энергетики Ирана резко усилили мощности обогащения урана. И страна в кратчайшие сроки может разработать ядерные боеприпасы и даже ядерные боеголовки для своих баллистических ракет.
- Насколько реальны такие сведения?
- Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи уже выступил с открытым заявлением по этим вопросам. Он назвал нецелесообразным вообще ведение переговоров с США. Он напомнил, что Дональд Трамп самолично разорвал в 2018 году соглашение по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) о «ядерной сделке» и усилил санкции против Ирана. Поэтому вступать, по словам Хаменеи, в переговоры с Америкой, хоть и по СВПД, - «неразумно и недостойно». С Израилем Иран никогда разговаривать не станет, поскольку, по оценке верховного лидера ИРИ, «там не государственная власть, а скорее банда преступников, которая захватывает чужие территории». Что касается разработки ядерного оружия, то Хаменеи подчеркнул, что Иран верен фетве – священному наказу вождя Исламской Революции имама Хомейни, имеющей конституционную силу. Иран никогда не будет иметь смертоносное оружие массового поражения. Но Верховный иранский лидер подчеркнул, - Иран будет действовать «зеркально» в отношениях с США. «Если они будут угрожать нам, мы будем угрожать в ответ. Если они свою угрозу исполнят, мы исполним свою. Если они нарушат безопасность нашей страны, мы, несомненно, нарушим их безопасность», - озвучил Али Хаменеи. Таким образом Иран подтвердил своё право на решительные ответные меры.
- Недавно состоялся визит Биньямина Нетаньяху в Вашингтон. На его переговорах с Трампом вопрос о противодействию Ирану занял особую повестку дня. Можно об этом подробнее?
- Накануне визита Нетаньяху Трамп в февраля подписал президентский меморандум в сфере национальной безопасности о возобновлении «максимального давления» на власти Ирана, пресечении любого пути Тегерана к получению ядерного оружия и противодействии «злонамеренному иранскому влиянию» за рубежом. В документе предусмотрена «активизация усилий по сокращению экспорта иранской нефти. Вот такова «мирная программа» новоявленного президента США. Её одобрил и премьер Израиля. Со своей стороны, Биньямин Нетаньяху, примчавшийся первым из мировых лидеров в Вашингтон к Трампу после его инаугурации, клятвенно заверил американских друзей, что он всеми средствами будет отстаивать свои антииранские позиции. И добиваться уничтожения ядерной программы Тегерана, вплоть до нанесения ударов по объектам атомной энергетики Исламской Республики.
- Насколько велика вероятность, что «пороховая бочка» в регионе Ближнего Востока все-таки сдетонирует, и в этой части планеты разразится крупномасштабный военный конфликт?
- Ситуацию в настоящее время следует оценивать как взрывоопасную. Это несмотря на то, что Трамп и Нетаньяху уже поспешили выступить с некими «мирными инициативами», обращениями к иранскому народу. Они обещали ему «достойное существование», если в иранском обществе произойдут «существенные сдвиги в сторону истинной демократии» и полному отказу от военной составляющей в ядерной программе ИРИ. Судьба региона и Ирана, в частности, будет зависеть от реальных действий и шагов как врагов Тегерана, так и его союзников. Уже резко обозначилась поляризация сил на международной арене по отношению к миру на Ближнем Востоке. С одной стороны, лидерами поистине миролюбивых сил здесь выступают Россия и Китай. Также их партнеры по уже мощным объединениям ШОС, БРИКС, ЕВРАЗЭС и ОДКБ. Содружества настаивают на решении всех спорных вопросов путем мирных переговоров и строго в рамках Устава ООН. С другой стороны, мы видим совершенно двуличный подход к решению ближневосточных проблем со стороны коллективного Запада с участием Израиля и монархических режимов Персидского залива. Это касается, в первую очередь, определения судьбы палестинского народа и создания государства Палестины. А также мирного сосуществования с Исламской Республикой Иран. Ведь противники Тегерана не думают отказываться от политики открытого шантажа и военного давления. События показывают, что несмотря на некоторое затишье и объявленное перемирие в регионе, не исключены дальнейшие провокации. В том числе и вооруженные против палестинских группировок, мирного палестинского населения и самой ИРИ. По крайней мере, Нетаньяху получил во время визита в Вашингтон полный «карт бланш». Как результат, Израиль не прекратил ракетно-бомбовые удары по местам дислокации, базами и складам тех подразделений КСИР, которые еще не выведены с территории Сирии. Все это вместе взятое образует гремучую смесь. Остаётся только поднести спичку, и разразится крупномасштабный израильско-иранский конфликт.
- Состоявшийся 12 февраля первый телефонный разговор В.Путина и Д.Трампа затронул, в том числе, вопросы мира на Украине, Ближнем Востоке и «иранскую проблему». Как это может отразиться на реальной политике США по отношению к Ирану и судьбе наших мирных инициатив?
- Как показала беседа президентов, стороны целенаправленно ушли от вопросов, по которым у них есть принципиальные разногласия. Поэтому разговор свелся к тому, как практически можно реализовать американские и российские мирные инициативы, что на Украине, что на Ближнем Востоке. Договорились, что данный процесс будет осуществляться в рамках совместных рабочих групп и комиссий. По «иранской проблеме» стороны согласились продолжить работу по возобновлению «ядерной сделки» в рамках прежних договоренностей по СВПД . В Саудовской столице Эр-Рияде 18 февраля прошли первые переговоры на уровне посланников Москвы и Вашингтона. Основная тема работы совместной российско-американской группы – отработка плана поэтапного восстановления отношений России и США.
- Некоторые политологи на Западе утверждают, что свержение режима Башара Асада в Сирии – это один из индикаторов кризиса власти в России и Иране. И этим обстоятельством может воспользоваться Трамп и его союзники на Западе.
- Тезис о некоей взаимосвязи между падением режима Асада в Сирии и возможным «кризисом власти» в России и Иране не отражает реальную ситуацию. Он полностью надуман нашими противниками, которые, как всегда, стремятся выдать желаемое за действительное. Здесь мое мнение во многом совпадает с точкой зрения моих коллег, иранских в том числе. США и их союзники по НАТО, равно как и Израиль, ничего не выиграют из того, что в Сирийской Республике сейчас к власти пришли силы, оппозиционные дружественному нам в прежнее время режиму Башара Асада. Сегодня наш МИД уже проводит переговоры и консультации в Дамаске с представителями нового руководства Сирии. Что касается устойчивости власти в России и Иране, то отмечу: в наших странах долгие годы сохраняется стабильная внутриполитическая обстановка, несмотря на все попытки наших недругов раскачать ее путем какие-либо провокаций.