Африканская жертва Трампа: президент ЮАР дерзит США не в первый раз

Президент ЮАР Рамафоса затеял спор с бывшим соотечественником Илоном Маском

В конфронтации вокруг нового закона о репатриации земель в ЮАР сошлись президенты Сирил Рамафоса и Дональд Трамп. Но последнего подталкивает соратник – Илон Маск – уроженец этой африканской страны. Как есть белый расизм, так есть и черный, но эта ситуация не из-за идеологии, а скорее из-за БРИКС, обвинений в сторону Израиля и в пику председательства ЮАР в G20 в этом году.

Президент ЮАР Рамафоса затеял спор с бывшим соотечественником Илоном Маском

Сирил Рамафоса родился недалеко от центра Йоханнесбурга в 1952 году и рано ощутил на себе несправедливость расистской системы апартеида. Его семью насильно переселили в городок Соуэто, когда он был еще совсем маленьким ребенком. Они были одними из миллионов чернокожих южноафриканцев, переселенных властями в отдаленные, зачастую экономически неблагополучные резервации.

Будучи учеником средней школы, Рамафоса «призывал своих школьных учителей к ответу, если считал, что они недостаточно усердно работают», рассказал его биограф Энтони Батлер в интервью BBC. Интересно представить, как это происходило. Сирил мазал клеем их стулья или прятал губку для стирания с доски, в общем поступал, как его российские сверстники? Или будучи глубоко религиозным христианином с детства, читал им нотации с цитатами из Библии? А может, обладая глубокими познаниями, задавал каверзные вопросы? Непонятно, но факт – призывал педагогов к ответу. Проявил характер, как показало будущее, не в последний раз.

В 1972 году он поступил в Университет Лимпопо изучать право. А уже через два года попал в одиночную камеру на 11 месяцев за участие в студенческих волнениях. Выйдя на свободу он продолжил учебу и революционную деятельность. В итоге опять оказался в одиночной камере на полгода. Представляете, какой надо иметь характер, чтобы не сломаться в одиночном заключении в двадцать с хвостиком лет?!

Он получил степень бакалавра только 1981 году, совмещая учебу с работой клерком в суде. Зато потом его сразу же пригласили работать в профсоюзную организацию. Там он отлично проявил себя создав отдельный союз шахтеров и выведя их на забастовку. Требования бастующих не были выполнены, но это была первая организованная крупная продолжительная акция.

В начале 90-х система апартеида стала разваливаться и официально была разрешена партия Африканский национальный конгресс (АНК), куда сразу же и вступил Рамафоса. Вскоре национальный лидер Нельсон Мандела привел АНК к власти в стране. Рамафоса был если не его правой, то левой рукой точно. После того, как в 1999 году Мандела оставил пост президента ЮАР, он стал активно призывать к более полному освещению проблемы СПИДа. По оценкам экспертов, в ЮАР сейчас около пяти миллионов носителей и больных СПИДом - больше, чем в любой другой стране. Когда Макгахо, сын Нельсона Манделы, умер от СПИДа, Мандела призвал бороться с распространением этого смертельного заболевания. И авторитет международно-признанного лидера позволил ему добиться финансирования США программ по борьбе со СПИДом в ЮАР.

После отставки Манделы в ЮАР разгорелась битва за президентское кресло между его сторонниками. В итоге Рамофоса покинул политику и занялся бизнесом. Ему как ни странно, помогали белые. Их всего 7% населения страны, в основном потомки голландских и французских иммигрантов – африканеры. Рамафоса приобрел доли практически во всех ключевых секторах - от телекоммуникаций и средств массовой информации до напитков и фастфуда (ему принадлежала южноафриканская франшиза американской сети McDonalds) и горнодобывающей промышленности.

Его предприятия приносили огромную прибыль: к 2015 году он стал одним из самых богатых политиков Южной Африки с чистым капиталом около 450 млн долларов США.

Но став хозяином шахт, он забыл свою профсоюзную деятельность, и жестоко расправился с забастовкой на одной из них. Было убито 34 шахтера и это легло пятном на репутацию Рамафосы, хотя его непосредственное участие в расправе доказать не смогли.

Тут его снова позвали в верхние этажи власти. Он стал заместителем президента, весьма скандального коррупционера. И скоро Рамафоса добился его импичмента, заняв президентский пост. Потом были выборы, которые, как всегда, выиграла АНК и Рамафоса как его лидер. Но время было тяжелое – ковид, потом спад в экономике и политику президента осуждали. Рамафоса побаивался выборов в 2024 году и был прав. АНК поддержали только 40% населения. Но Рамафоса смог создать коалицию и снова стать президентом. Об его умении договариваться говорил еще Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в Йоханисбурге в 2023 году: «Согласование декларации саммита БРИКС в ЮАР шло непросто, но президент принимающей стороны Сирил Рамафоса проявил удивительное дипломатическое искусство».   На саммите БРИКС в Казани Рамафоса назвал Россию лучшим другом. Не смотря на то, что отговаривал Путина от поездки в Йоханисбург из-за ордера на его арест, выданный МУС. 

Но и санкции против России ЮАР не поддержала, и агрессию против Украины в ООН не осудила. Рамафоса даже пытался стать посланником мира, посетив Киев и Москву во главе лидеров африканских стран, но безрезультатно.

А в МУС ЮАР твердо верил, поэтому и подал иск на Израиль, обвинив его в геноциде в Газе. МУС выдал ордер на арест Нетаньяху, лучшего друга Трампа, и американский лидер затаил обиду. Скоро нашелся и повод, чтобы покарать ЮАР. Они приняли закон о репатриации земель. 

В принципе, африканеры, которых напомним 7% населения, владеют 78% земель. И социальное напряжение в обществе росло. Там бывали случаи нападений на поселения белых, отказа работать на их фермах, поджогов и убийств скота. Все это, конечно, возмущало африканеров, которые еще совсем недавно были хозяевами в стране. Возмутился и главный африканер – Илон Маск. О ситуации на родине он был отлично осведомлен, хоть и покинул ее в детском возрасте. А бойкий на язык Маск видимо накрутил и Трампа.

Ответ Трампа прозвучал в начале февраля, когда он пригрозил прекратить финансирование программ помощи ЮАР из-за того, что он назвал «ужасными, ужасными вещами», которые совершало руководство страны. Президент США далее обвинил Южную Африку, без каких-либо фактических оснований, в «конфискации земель» и «совершении действий, которые, возможно, гораздо хуже».Несмотря на яростное опровержение правительства ЮАР, он усилил свои позиции и подписал указ о заморозке помощи. Помимо этого, Трамп предложил помочь беженцам из общины африканеров обосноваться в США.

По деньгам это составляет приблизительно 440 млн долларов США, если судить по сумме помощи, выделенной в 2023 году. Хотя посольство США в Южной Африке впоследствии заявило, что финансирование по линии Pepfar, американской программы по противодействию глобальному распространению СПИДа, трогать не будут, но предупредив, что «не все мероприятия Pepfar будут возобновлены».

Но Южная Африка является одним из крупнейших бенефициаров Pepfar, вкладывая около 17% в ее программу по СПИДу, в рамках которой около 5,5 миллионов человек получают антиретровирусные препараты.

В своем указе Трамп также обвинил ЮАР в «шокирующем пренебрежении правами своих граждан» и занятии «агрессивной позиции» в отношении США и их союзника Израиля в их деле в Международном суде.

Это не первый раз, когда политика земельной реформы в ЮАР вызывает гнев Трампа. В 2018 году, во время своего первого президентства, он обвинил ЮАР в «масштабных убийствах фермеров» и попросил своего тогдашнего госсекретаря разобраться в вопросе «изъятия правительством земли у белых фермеров». Высказывания Трампа вызвали в то время негативную реакцию, до подписания указа дело не дошло.

Поскольку отношения между двумя странами сейчас находятся в нестабильном состоянии, обе страны обдумывают свой следующий шаг. И его сделал госсекретарь США.

В декабре прошлого года Южная Африка приняла на себя председательство в G20 - группе стран, которые встречаются для обсуждения глобальных экономических и политических вопросов, - усмотрев в этом возможность укрепить свои международные позиции. По словам президента ЮАР Сирила Рамафосы, он хотел бы использовать председательство своей страны в G20 для решения проблем, связанных с изменениями климата, и обсудить более справедливое финансирование бедных стран.

Однако госсекретарь США Марко Рубио, проявив пренебрежение к Южной Африке, заявил, что не примет участия во встрече министров иностранных дел стран G20, которая состоится на этой неделе в Йоханнесбурге.

«Моя работа — продвигать национальные интересы Америки, а не тратить деньги налогоплательщиков или потакать антиамериканизму», — заявил он.

Но, как вы помните, Рамофоса в юности провел в общей сложности полтора года в одиночной камере, неужели он не сможет быть президентом без поддержки США, даже при большой доли торговых отношений между странами?!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру