Германия уже давно рассматривается как “незаменимая нация” ЕС – самая крупная, богатая и влиятельная держава. Но в последние годы в ЕС многие считают, что Берлин выпал из европейских процессов из-за междоусобной борьбы в коалиционном правительстве, которая привела к провалам и задержкам с принятием решений, пишет The Guardian.
У Олафа Шольца сложились прохладные отношения с Эммануэлем Макроном, что тормозит легендарный франко-германский двигатель, который приводит в действие ЕС. Польско-германские отношения также были непростыми из-за споров по поводу европейской противовоздушной обороны и исторических обид.
Фридрих Мерц, который собирается стать следующим канцлером Германии, пообещал восстановить лидерство Германии в Европе, отмечает The Guardian.
“Я думаю, Мерц и его команда понимают срочность глобальной ситуации и то, что нам в ближайшее время нужно дееспособное правительство Германии, - комментирует Яна Пульерин, глава берлинского представительства Европейского совета по международным отношениям. - Ситуация настолько срочная, что нам нужно сначала согласовать некоторые фундаментальные принципы, чтобы иметь возможность заявить о себе в Брюсселе, конечно, от имени ЕС, и чем раньше, тем лучше”.
Остальная Европа рассчитывает на то, что Берлин направит больше военной помощи Украине. Мерц, который ранее предостерегал Шольца от “политики умиротворения” в отношении России, пообещал отправить Киеву крылатые ракеты большой дальности "Таурус", что долгое время отрицалось. Он также, вероятно, столкнется с требованиями направить немецкие войска на Украину в составе сил сдерживания или миротворческих сил, и эту дискуссию Шольц назвал “совершенно преждевременной”.
Пульерин отмечает, что среди основных партий существует консенсус в отношении того, что “мы не можем бросить Украину под удар”, но предсказывает “тяжелые коалиционные переговоры” о финансовой помощи, “которые, конечно, могут парализовать поддержку Украины”.
На июньском саммите НАТО правительство Мерца вскоре столкнется с призывами увеличить расходы Германии на оборону как минимум до 3% ВВП. Такие требования усилят давление на Германию с целью реформирования системы государственного долга, которая ограничивает ежегодные государственные заимствования на уровне 0,35% ВВП. Многие страны ЕС также хотят, чтобы Берлин изменил свое отношение к общеевропейским заимствованиям на оборонные цели - так называемым еврооблигациям. Несмотря на свою финансово-консервативную экономическую позицию, Мерц дал понять, что готов рассмотреть оба варианта, но ни один из них не является предрешенным.
Янис Эммануилидис, заместитель исполнительного директора Центра европейской политики, напоминает, что Мерц был крайне осторожен, чтобы не сказать ничего, “что могло бы дорого обойтись ему в его собственной партии”, где многие не хотят реформ по долговому тормозу или выпуска еврооблигаций. По его словам, “трудно судить о возможностях Мерца для маневра” в вопросе долгового торможения.
Ожидается, что лидер правоцентристов в ходе предвыборной кампании откажется от радикальных идей, таких как постоянный контроль на границе с Германией, в рамках плана из пяти пунктов, который включает отказ всем просителям убежища. Строгий контроль нанесет ущерб отношениям с соседями Германии. Премьер-министр Польши Дональд Туск в прошлом году осудил меры контроля, введенные правительством Шольца, как “неприемлемые”.
Эммануилидис ожидает, что у Мерца улучшатся отношения с Туском и Макроном, хотя и сказал, что отношениям будет трудно “не улучшиться”. По словам Эммануилидиса, стиль руководства Мерца “указывает на то, что он будет пытаться играть более активную роль”, в отличие от “недостатка смелости” у Шольца, хотя “дьявол будет таиться в деталях”.
Но самым серьезным испытанием для Мерца станет Дональд Трамп, который за один месяц перевернул устоявшуюся послевоенную внешнюю политику Германии – суровая реальность для возглавляемой Мерцем партии Христианско-демократический союз, традиционного союзника Республиканской партии США. По словам Яны Пульерин, с тех пор как вице-президент США Джей Ди Вэнс встретился с лидером немецких ультраправых Алис Вайдел и выступил с критикой европейских демократий, Мерц, всю жизнь выступавший за трансатлантическую солидарность, настроен менее оптимистично в отношении заключения сделок с Трампом: “Германия очень чувствительна к нападкам на ЕС… Я думаю, что это могло бы привести к большей открытости, которая помогла бы ЕС работать”.