ЕС тратит больше денег на российское ископаемое топливо, чем на финансовую помощь Украине, говорится в докладе, посвященном третьей годовщине украинского конфликта.
По оценкам Центра исследований энергетики и чистого воздуха (Crea), за третий год украинского кризиса ЕС закупил российской нефти и газа на 21,9 млрд евро, несмотря на предпринимаемые усилия по избавлению континента от зависимости от российского топлива, отмечает The Guardian.
По данным Кильского института мировой экономики (IfW Kiel), эта сумма на одну шестую превышает те 18,7 млрд евро, которые ЕС выделил Украине в качестве финансовой помощи в 2024 году.
Вайбхав Рагхунандан, аналитик центра Crea и соавтор доклада, сетует: “Покупка российского ископаемого топлива, совершенно очевидно, сродни отправке финансовой помощи Кремлю... Эту практику необходимо немедленно прекратить, чтобы обеспечить не только будущее Украины, но и энергетическую безопасность Европы”.
Исследователи собрали данные о торговле, чтобы оценить стоимость российского топлива, которое продавалось по всему миру в течение третьего года украинского конфликта. Они прогнозируют данные за февраль 2025 года, которые пока недоступны, основываясь на импорте в январе.
В 2024 календарном году ЕС потратил на импорт российского ископаемого топлива на 39% больше, чем выделил для Украины. Сумма помощи не включает военные или гуманитарные взносы.
Кристоф Требеш, экономист IfW в Киле, который не принимал участия в анализе, сказал, что существует поразительный разрыв между объемом помощи, мобилизованной донорами для Украины, по сравнению с прошлыми военными конфликтами, когда европейские доноры тратили в среднем менее 0,1% ВВП в год.
Он сказал: “Многие страны проявляли большую щедрость в прошлых конфликтах. Германия, например, мобилизовала гораздо больше помощи для освобождения Кувейта в 1990/91 годах и быстрее, чем для Украины за аналогичный период времени”.
В отчете также отмечается, что Россия заработала 242 миллиарда евро на мировом экспорте ископаемого топлива на третий год событий на Украине, а доходы с начала конфликта “сейчас постепенно приближаются к триллионной цифре”, поскольку страна адаптируется к санкциям.
Россия получает до половины своих налоговых поступлений от нефтегазового сектора и пытается обойти санкции, перевозя топливо на “теневом флоте”, состоящем из старых и недостаточно застрахованных танкеров, пишет The Guardian. По данным Crea, на эти суда приходится около трети доходов от экспорта ископаемого топлива.
В среду послы ЕС согласовали новые меры, направленные против теневого флота России, в рамках 16-го раунда санкций с начала конфликта.
В докладе также содержится призыв к ограничению поставок сжиженного природного газа (СПГ). С начала конфликта на Украине Европа сократила импорт российского газа, поставляемого по трубопроводам, но частично утолила свой энергетический голод поставками охлажденного газа, в том числе из России, отмечает далее The Guardian.
Ян-Эрик Фенрих, газовый аналитик Rystad Energy, сказал, что роль СПГ в ЕС и Великобритании резко возросла с начала конфликта, увеличившись с довоенного максимума в 81,3 млн тонн в 2019 году до 119 млн тонн в 2022 году. Он сказал: “В прошлом году Россия заняла второе место по экспорту СПГ в Европу”.