Между Россией и Западом: раскрыты причины парадоксальности политики Александра Вучича

Самый парадоксальный лидер европейского государства: президент Сербии Александр Вучич готовится отметить юбилей

Фигура президента Сербии Александра Вучича, наверное, одна из самых противоречивых в мировой политике. В разные периоды времени его называют «предателем» как противники, так и те, кто поддерживает его курс. Порой, неожиданные решения Сербии на мировой арене бросают тень на руководителя этой балканской страны. Тем не менее, под руководством Вучича Сербия не только под тяжелейшим давлением продолжает наращивать сотрудничество с Россией, но и, пожалуй, остаётся единственной европейской страной, которая не ввела против РФ санкции. К 55-летнему юбилею сербского президента, который он отмечает 5 марта, разбираем фигуру одного из самых парадоксальных политиков.

Самый парадоксальный лидер европейского государства: президент Сербии Александр Вучич готовится отметить юбилей

тестовый баннер под заглавное изображение

Семья с непростой судьбой

Александр Вучич родился 5 марта 1970 года в семье Анджелко Вучича и Ангелины Вучич (урождённая Милованов). Но нынешнего президента Сербии могло бы и не быть. В годы Второй мировой войны дедушка Александра по отцовской линии, тогда живший в небольшом селе Чипулич на территории Боснии и Герцеговины, был убит радикальными хорватскими националистами (усташами) вместе с другими членами семьи. Некоторым членам семьи чудом удалось спастись, включая бабушку Александра Вучича (Драгица). Они перебрались ближе к Белграду. Сам Вучич неоднократно называл себя «сыном сербских беженцев».

Родители получили экономическое образование, но по первоначальной профессии работал лишь отец нынешнего лидера Сербии. Мать же – Ангелина – была журналисткой. Возможно, это и наложило отпечаток на будущее сына, который некоторое время занимался журналистской деятельностью и даже прославился репортажами из воюющего Сараево, а также интервью с главными лицами из руководства Республики Сербской.

Кстати, мать Александра Вучича также могла погибнуть, впрочем, как и сам нынешний сербский президент. В чёрный для Сербии и тогда ещё Югославии 1999 год, силы НАТО разбомбили белградский телецентр. Ангелина Вучич выжила лишь чудом. В это время на тот момент ещё министр информации Александр Вучич ехал в телецентр давать интервью западным журналистам. По пути он по какой-то причине задержался, что его и спасло.

Кстати, в многочисленных интервью Вучич со слезами на глазах рассказывал о глубинной, почти генетической, любви членов его семьи к российскому народу. Когда Александр Вучич получал из рук российского президента орден Александра Невского, он признался, что эта награда много значит не только для него, но и для всей его семьи. Отец Анджелко даже заплакал, когда услышал, что его сын получил такой орден.

В ещё одном интервью Вучич рассказал давнюю трогательную историю. Проводилось соревнование по гребле на байдарках, в котором участвовали ГДР, Югославия и СССР. Советский Союз одержал победу буквально в последний момент. Дядя Александра Вучича, Джоко Котур, вместе с отцом певца Драгана Стойнича в этот момент встали и начали аплодировать, потому что они болели за русских. Тот период был непростым, время, когда отношения Сталина и Тито были крайне сложными. За открытое выражение радости за триумф Советского Союза мужчин арестовали и отправили на печально известный Голи-Оток (он же Голый остров). Там они провели больше полутора лет.

«Ботаник», спортсмен и шалун

В школьные года Вучич зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Он был отличником, побеждал на городских и республиканских олимпиадах по истории. Более того, стал чемпионом Белграда по шахматам среди юношей.

В рекордные сроки и тоже на отлично закончил юридический факультет на родине, а затем поехал изучать английский язык Брайтон, что в Англии. В столице Соединённого Королевства он даже поработал продавцом. Как один из лучших студентов курса получил стипендию от «Фонда по поддержке молодых учёных».

Английский язык Вучичу пригодился почти сразу. В начале 1990-х годов устраивается на работу на «Канал С», которая базировалась в боснийском Пале. Там он готовил и вёл выпуски новостей на английском языке.

Как раз в этот период Вучич становится достаточно известной в журналистских кругах фигурой, передавая репортажи из охваченного войной Сараево. С большой гордостью Вучич вспоминал, как брал интервью у 1-го президента Республики Сербской Радована Караджича (ныне отбывает тюремный срок на острове Уайт и находится в полубессознательном состоянии из-за отсутствия должного медицинского ухода), а также играл в шахматы с главнокомандующим войск Республики Сербской Ратко Младичем.

Но не только лишь учёба и журналистика занимали молодого Вучича. Известно, что лидер Сербии увлекался футболом и баскетболом. Как истинный серб болеет исключительно за «Црвену Звезду» и даже в некоторых интервью признавался, что если бы он ушёл из политики, то посвятил бы себя именно баскетболу. Почти 2-метровый рост сербского лидера вполне позволяет ему зайти на эту ниву. Кстати, он ещё любит делать ставки на результаты матчей.

Есть в списке интересов Вучича и более изысканное хобби: он коллекционирует вино и вообще относится к этому напитку с огромным пиететом. Об этом он сам говорил так: «Полагаю, что в Сербии не больше ста человек, которые лучше меня разбираются в вине. Это хобби, о котором я могу говорить часами, так как вино – это божественный напиток, более важный, чем еда».

С вином недавно была связана трогательная история. Началось всё с того, что косовоалбанские власти устроили, как это охарактеризовал сам Вучич, «неоправданно жестокую силовую акцию», в рамках которой было изъято порядка 42 тысяч литров вина из старейшей сербской винодельни в Велика-Хоче.

Что примечательно: в винном погребе семьи Петрович сохранились трубы средневекового винопровода. Туда частенько, к слову, заезжал лауреат Нобелевской премии по литературе Петер Хандке.

В общем, косовские силовики слили в одну цистерну несколько сортов вина. Ясно, что высококачественный продукт был испорчен. Вучич не мог остаться в стороне и пообещал Петровичам помощь властей. В подарок сербский президент получил красное вино исключительного качества. Вучич тогда уточнил: «На этикетке указано Косово и Метохия, Велика-Хоча, наша Сербия. Это им, косовоалбанцам, похоже, и мешало. Спасибо, мой отец держит большую коллекцию вина в Яйинцах и это вино займет особое место в нашем доме».

В околобалканских телеграм-каналах в тот день даже разошёлся «анекдот от Вучича», который звучал так: «Кто не признает, что вино – это чудо, а виноградная лоза – благословение Божие, тот еретик. А кто смешивает «грашац» и «смедеровку» с «вранацем» и «прокупацем», чтобы нас унизить, тот албанский террорист!».

Вообще у Вучича с чувством юмора всё прекрасно. Как и с открытостью в общении с публикой. В то время, когда Вучич был уже членом Сербской Радикальной партии (СРП), он (молодой и красивый) он дал интервью эротическому журналу Vreli dodir, в котором открыто рассказал о деталях своей интимной жизни. Он признавался: «В постели я не радикал». Довольно забавно перекликается с названием партии. Женщинам он дарит книги, но вот с поклонницами у молодого Александра всё было не так просто. «Из-за тяжёлого характера», -- был уверен тогда ещё совсем молодой человек. Поддерживал форму он в спортзале.

В общем, почему-то интервью начала нулевых обрело новую жизнь уже в 20-е годы XXI века. Коротко говоря, сейчас. Уж даже не знаем, как этот пикантный факт и расценивать.

Политика на радикальной основе

Вступил в уже упоминавшуюся СРП Вучич в свои 23 года. Причём уже в 24 года он стал генеральным секретарём партии. По сути, политическое объединение основывалось на сербском национализме, главной целью партии было создание «Великой Сербии», которая бы объединяла все земли бывшей Югославии.

Партия довольно быстро получала популярность и даже на муниципальных выборах выиграла в одном из районов Белграда. Тогда-то Вучич стал директором спортивного бизнес-центра «Пинки».

Уже в конце 1990-х годов Вучич был назначен министром информации Сербии. В это время подписывает «Закон о публичной информации», вводивший крупные штрафы для журналистов, которые критиковали правление Слободана Милошевича, а также закрыл ряд газет, теле и радиостанций во время натовских бомбардировок.

В результате такой радикальной борьбы с неугодной прессой были закрыты редакции «Daily Telegraph», «European» и «Наша борьба». Все иностранные телеканалы были удалены из кабельных сетей, а наземным радио и телевизионным станциям было запрещено ретранслировать иностранные сервисы на сербском языке.

С усилением напряжённости в регионе в военном плане усиливался и контроль за СМИ. Вучичу был запрещён въезд как в Европу, так и в США. Но со свержением Милошевича и подписанием Кумановского соглашения, всё начало меняться в политической жизни страны. Вучич позже извинялся за введённые им же штрафы для журналистов, да и в целом все министры из рядов Сербской радикальной партии подали в отставку.

С 2008 года Вучич представляет уже действующую и поныне Сербскую прогрессивную партию, которая образовалась из-за внутреннего конфликта в СРП. Сначала Вучич становится ненадолго министром обороны страны. В ходе правительственных перестановок Вучич подал в отставку с поста министра обороны «чтобы в полной мере посвятить себя борьбе с коррупцией и криминалом».

Так он становится премьер-министром Сербии, а уже с 2017 года возглавляет страну. Президентское кресло он занимает по сей день, даже несмотря на усилия оппозиции как можно скорее его оттуда сбросить. С его политической карьерой связывают и личную трагедию сербского президента.

Жестокая борьба с оппозицией и обвинения в предательстве

Довольно часто из Сербии мы слышим новости о протестах. Те демонстрации, которые проходят сейчас, одни из самых масштабных. Выходят буквально все, а формальным поводом стало обрушение козырька на железнодорожном вокзале в Нови-Саде. Но лишь формальным. По сути, оппозиция не без помощи «иностранных сил» использует любой способ для свержения Вучича.

Сербского президента, если смотреть на ситуацию без прикрас, можно критиковать за многое. Несмотря на то, что Сербия с экономической точки зрения за время правления Вучича подросла, довольно много проблем остаётся в глубине государства. Некоторые аналитики справедливо подчёркивают, что имеет место отсутствие налаженной Вучичем связи с национальной интеллигенцией. Поэтому-то мы и могли увидеть, как на нынешние протесты выходят преподаватели университетов, а не только их студенты.

Тем не менее, с учётом того, что в стране плотно и вольготно долгое время чувствовали себя некоммерческие организации западных стран, зерно для гипотетической «цветной революции» заложено. Оппозиция не скрывает и о желании физически устранить Вучича. Сам сербский президент неоднократно откровенно говорил о готовности вынести и это. Подобное мужество основано не только на чувстве патриотизма и завидном опыте борьбы с сербской оппозицией, но и на внутрисемейной трагедии.

В 2022 году Сербию всколыхнула новость о смерти первой жены Александра Вучича Ксении, от которой у сербского президента родилось двое детей – Данило и Милица. Ксения была журналисткой и довольно жизнерадостной женщиной. Мало кто ждал столь скорой смерти матери двоих детей лидера Сербии. Однако всё произошло в один момент.

Как рассказывал редактор местного таблоида «Информер» и друг семьи президента Драган Вучичевич, Ксения была дома в день своей смерти. Вечером она планировала встретиться с друзьями, и прилегла отдохнуть после обеда. Данило пытался разбудить мать, но она не реагировала. Он позвонил отцу, вызвал скорую, но спасти женщину уже, к несчастью, не удалось. Причиной смерти мог стать сердечный приступ, и многие связывали это с жестоким поведением оппозиции, которая уже долгое время терроризировала детей Александра и Ксении. Всё по одной причине: за то, что их отец – Вучич. Некоторые утверждали, что «Ксению каждый день ранили в сердце». Близкие друзья называли её настоящим героем.

Оппозиция не остановилась и тогда. В нужные для них моменты, под удар в борьбе с политическим оппонентом всегда попадает семья сербского президента. На оппозиционных страницах появляются максимально грязные материалы, унижающие самых близких Вучича.

Но даже на этом фоне президент Сербии нередко идёт навстречу оппозиционной толпе. Многие сторонники нередко его за это критикуют, мол, нельзя так мягко относиться к этой прослойке общества. Но будем честны, что страна, которой управляет Вучич, во всех смыслах находится в очень сложной ситуации.

Сербия фактически оказалась между Западом и Россией, одновременно избрав путь евроинтеграции, более тесных связей с США и отказа от введения антироссийских санкций.

Со всех этих сторон довольно часто слышатся претензии и обвинения в предательстве, когда, например, Вучич встречается с российскими политическими лидерами, а потом на какой-нибудь Генассамблее ООН голосует за антироссийские резолюции.

Можно это характеризовать как угодно: как способ «усидеть на двух стульях» или попытка отстаивать и защищать любыми способами интересы собственного государства. Однако не стоит закрывать глаза на результаты: никто не найдёт негативных высказываний Вучича в адрес России за весь период его правления. Отсутствие санкций и открытое желание контактировать с Москвой по разным вопросам налицо. Более того, пусть и косвенно, но то, что Босния и Герцеговина тоже не присоединилась к антироссийской истерии, тоже в определённой степени заслуга Вучича.

Да, несомненно, Республикой Сербской в составе БиГ управляет Милорад Додик. Но позиция Баня-Луки во многом сочетается с позицией официального Белграда. Более того, видна и поддержка властей Республики Сербской Вучичем.

Согласимся, что в некоторой степени от Вучича хотелось бы видеть более стабильную позицию на геополитической арене и не хотелось бы наблюдать столь послушного следования за коллективным Западом. Но это, во-первых, дело самой Сербии и ей лучше знать, как поступать. Во-вторых, история научила Сербию, чем чревато непослушание Вашингтону и его прихвостням. Это всегда заканчивается трагически, а Вучич слишком любит своё государство и вряд ли может себе позволить неосмотрительность. География страны, как бы грустно это ни звучало, не позволяет Сербии совсем отвернуться от Запада. Более того, экономические связи Сербии с Западом играют здесь тоже не последнюю роль. И это всё просто необходимо брать во внимание не по отдельности, а только в комплексе. Такому непростому государству всегда нужен парадоксальный политик, и Вучич – хороший тому пример. Сербский президент умеет подстраиваться под смену политических ветров. Это факт. Но кое-что остаётся неизменным, и как раз это стоит замечать в первую очередь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29475 от 5 марта 2025

Заголовок в газете: И Вучич такой молодой!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру