Новые меры, объявленные в четверг, включают противоречивое предложение о восстановлении системы военных судов на Тайване, которая действовали при военном положении до конца 1980-х годов, отмечает The Guardian.
Президент Лай Цзиндэ сделал это заявление после созыва совещания высокого уровня по национальной безопасности. Это вызвало почти немедленную реакцию Пекина, который назвал Лая “разрушителем мира по обе стороны пролива” и “создателем кризиса”, который подталкивает Тайвань к “опасной грани войны”.
Лай сказал журналистам, что он реагирует на участившиеся действия в "серой зоне" Китая и проникновение в правительство, вооруженные силы и общество. Тайваньский руководитель утверждает, что Китай соответствует определению “иностранной враждебной силы” в соответствии с тайваньским законом о борьбе с проникновением, и у него “не было выбора, кроме как принять еще более активные меры”.
“Китай пользуется свободой, разнообразием и открытостью демократического Тайваня, чтобы вербовать банды, средства массовой информации, комментаторов, политические партии и даже действующих и отставных военнослужащих вооруженных сил и полиции для осуществления действий, направленных на разделение, уничтожение и подрыв нашей власти изнутри”, - утверждает Лай.
Наиболее конкретной объявленной мерой оказалисб планы по восстановлению системы военных судов мирного времени для судебного преследования за “военные преступления, такие как подстрекательство к мятежу, пособничество врагу, утечку конфиденциальной информации, неисполнение служебных обязанностей или неповиновение”, пишет The Guardian.
На Тайване десятилетиями действовало жестокое военное положение, и лишь в 2014 году военный суд был упразднен после негативной реакции на проведение расследования смерти молодого рекрута, связанной с неуставными отношениями, отмечает The Guardian.
Оппозиционные партии, которые имеют большинство в законодательном органе Тайваня и активно препятствуют программе Лая, подвергли этот план сомнению. Оппозиционный законодатель от Гоминьдана Ван Хун Вэй заявила, что ее партия не “категорически против”, но обвинила правящую ДПП в отступлении от своих давних позиций. Другая оппозиционная партия, ТТП, заявила, что это предложение отбросит Тайвань назад в области прав человека.
В своем выступлении Лай отметил ужесточение ограничений для китайских путешественников и новых резидентов, а также мониторинг тайваньцев, работающих или путешествующих в Китае.
Тайвань привлек к ответственности десятки нынешних и бывших военнослужащих, которые якобы были завербованы Пекином в качестве шпионов, и подверг критике тайваньских артистов и влиятельных лиц за поддержку претензий Пекина на Тайвань и распространение пропаганды, утверждает Лай.
На этой неделе житель Китая был выслан с острова за размещение в Интернете материалов, одобряющих китайское вторжение, пишет The Guardian. Китай также предлагает неизвестному числу граждан Тайваня вид на жительство в Китае или китайские паспорта, что, по словам Лая, является “попыткой подорвать чувство национальной идентичности тайваньцев”.
Правительство Китая на этой неделе завершило свою ежегодную политическую встречу, в ходе которой официальные лица подчеркнули свою неизменную цель воссоединиться с Тайванем и наказать лидеров острова, которых оно считает “сепаратистами”. Официальные лица на “Двух сессиях” вновь заявили о предпочтении мирного “воссоединения”, но ужесточили формулировки в отношении готовности применить военную силу в случае необходимости.
Чэнь Биньхуа, пресс-секретарь китайского управления по делам Тайваня, заявил в среду: “Если сепаратистские силы, выступающие за независимость Тайваня, будут провоцировать, оказывать давление или осмелятся перейти красную линию, в ответ будут предприняты решительные действия”.
В пятницу утром министерство обороны Тайваня сообщило, что с 6 утра в окрестностях Тайваня были обнаружены 12 истребителей, семь кораблей ВМС и один “официальный” корабль (вероятно, береговой охраны). В сообщении говорилось, что девять самолетов пересекли срединную линию Тайваньского пролива.