В течение нескольких месяцев президент Трамп угрожал просто отказаться от безуспешных переговоров о прекращении огня между Россией и Украиной, напоминает The New York Times.
Более глубокий вопрос сейчас заключается в том, отказывается ли Трамп также от трехлетнего проекта Америки по поддержке Украины, продолжает издание.
Трамп сказал Владимиру Зеленскому и другим европейским лидерам после своего телефонного разговора с Путиным, что Россия и Украина должны будут сами найти выход из конфликта, всего через несколько дней после того, как заявил, что только он и Путин могут выступить посредниками в заключении сделки. И он отказался от своих собственных угроз присоединиться к кампании европейского давления, которая включала бы новые санкции в отношении России, по словам шести чиновников, знакомых с ходом обсуждения.
Их рассказ, отмечает The New York Times, проливает свет на решение Трампа опустить руки, когда речь заходит о мирном процессе, который он ранее обещал урегулировать всего за 24 часа. И, если он снова не изменит курс, события понедельника дали Путину именно то, чего он хотел: не только прекращение американского давления, но и создание глубокой трещины внутри Организации Североатлантического договора (НАТО), между американцами и их традиционными европейскими союзниками, которые заявляют, что в любом случае продолжат вводить санкции.
Для многих решение Трампа было предсказано — сначала его бурной телевизионной встречей с Зеленским в Овальном кабинете, а затем отставкой американского посла в Киеве.
Но Трамп обнаружил, что он не может добиться мира любой ценой, потому что Путин отверг его предложения, пишет The New York Times. Даже после того, как министр обороны Трампа Пит Хегсет заявил, что Украина никогда не вступит в НАТО и должна отказаться от надежд отвоевать все перешедшие под контроль России территории — два требования Путина, - добиться прекращения огня было недостаточно.
Трамп, конечно, обычно является сторонником финансового давления: он регулярно угрожает тарифами и санкциями как союзникам, так и противникам. Но в заявлении для New York Times представитель Белого дома сказал, что это совсем другое дело. Чиновник, пожелавший остаться неназванным, чтобы обсудить личные звонки президента, сказал, что дополнительные санкции против России помешают развитию бизнеса, а президент хочет максимально расширить экономические возможности для американцев.
Американские официальные лица, включая госсекретаря Марко Рубио, ответили критикам, указав, что существующие санкции в отношении России, в основном введенные с 2022 года, остаются в силе, как и обмен разведданными с Украиной.
Подтекст разговора Трампа с Зеленским и европейцами заключается в том, что эпоха американских затрат дипломатической энергии, новых вооружений для Украины и экономических санкций против России быстро подходит к концу, полагают авторы аналитического материала в The New York Times. Несколько европейских чиновников заявили, что смысл, который они извлекли из этого звонка, заключался в том, что им не следует ожидать, что Соединенные Штаты присоединятся к ним в ближайшее время в оказании дополнительного финансового давления на Кремль.
Для Трампа это поворот вспять, пишет The New York Times. В последние месяцы в сообщениях в социальных сетях он периодически угрожал тарифами и санкциями против России, если она откажется присоединиться к Украине и объявить 30-дневное безоговорочное прекращение огня.
“Если режим прекращения огня не будет соблюдаться, США и их партнеры введут дополнительные санкции”, - написал он в социальной сети Truth 8 мая после телефонного разговора с Зеленским. Он подтвердил эту позицию в телефонном разговоре с премьер-министром Великобритании Киром Стармером, президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Фридрихом Мерцем, когда они 10 дней назад посетили Киев и установили крайний срок для подписания Россией соглашения о прекращении огня.
Но после телефонного разговора Трампа с Путиным в понедельник эти обязательства испарились. Американский президент отказался, как публично, так и в ходе своего телефонного разговора с европейскими лидерами, принять меры в связи с этой угрозой.
В своих публичных комментариях Трамп намекнул, что его телефонный разговор с Путиным привел к своего рода прорыву. Но украинцам и европейцам быстро стало ясно, что российский лидер не пошел ни на какие уступки Трампу, кроме переговоров. Россия уже делает это, хотя и без особого энтузиазма, отмечает The New York Times, напомнив об отправке в Стамбул команды для переговоров с украинцами.
Трамп, как известно, пообещал во время предвыборной кампании, что он установит мир между Россией и Украиной за 24 часа, изобразив это как легкую работу для опытного переговорщика. С тех пор он обнаружил, что это гораздо сложнее, чем он себе представлял, и теперь говорит, что был “немного саркастичен”, когда озвучивал эту временную шкалу.
Разочарованный медленным прогрессом, Трамп публично задумался о выходе из переговоров. И в своем посте в понедельник он ясно дал понять, что стремится вывести Соединенные Штаты из дискуссий и перейти к заключению деловых сделок с Россией.
Условия прекращения украинского конфликта, написал Трамп, “будут обсуждаться между двумя сторонами, поскольку это возможно только потому, что они знают детали переговоров, о которых никто другой не знал бы”.
Затем он обратился к тому, что некоторые европейские лидеры считают его настоящей целью: нормализации отношений между Вашингтоном и Москвой.
“Россия хочет наладить крупномасштабную торговлю с Соединенными Штатами, - добавил Трамп. – У России есть огромные возможности для создания огромного количества рабочих мест и повышения благосостояния. Ее потенциал БЕЗГРАНИЧЕН”.
Неясно, как будет выглядеть нормализация, констатирует The New York Times. Во время своего первого президентского срока Трамп вышел из нескольких крупных договоров с Россией о контроле над вооружениями, а срок действия последнего из них, Нового договора СНВ, который ограничивает количество межконтинентального ядерного оружия, размещаемого каждой из сторон, истекает в феврале следующего года. Пока никаких переговоров о замене не ведется.
Но Трамп стремится помочь американским компаниям извлечь выгоду из российского энергетического сектора и редкоземельных минералов, а также из других потенциальных областей инвестирования. До сих пор Трамп и его команда по национальной безопасности настаивали на том, что ни одна из этих сделок не может быть заключена до заключения мирного соглашения между Россией и Украиной.
Путин, похоже, понимает стремление Трампа к коммерции и во многих разговорах ориентируется на потенциальные экономические отношения, утверждают люди, проинформированные об их телефонных звонках в понедельник и ранее в этом году. В результате Европа сейчас движется к введению новых санкций, а Соединенные Штаты, похоже, готовы двигаться в противоположном направлении, стремясь обойти Украину и наладить более тесные отношения с Россией.
“Это именно тот раскол внутри НАТО, который г-н Путин стремился создать и использовать в своих интересах в течение двух десятилетий”, – не без горечи констатируется в материале The New York Times.
Во вторник Великобритания объявила о новой волне санкций против военного, энергетического и финансового секторов России.
В пресс-релизе британского правительства, объявляющем о новых санкциях, не упоминались Соединенные Штаты, но вместо этого говорилось, что Европейский союз готовится “объявить о своем 17-м пакете санкций против России в рамках скоординированных усилий по обеспечению справедливого и прочного мира в Украине”.
Высокопоставленный европейский чиновник, участвовавший в обсуждениях за закрытыми дверями, сказал, что Трамп, похоже, никогда не был заинтересован в присоединении к санкциям в отношении России, если она откажется соблюдать безоговорочное прекращение огня. По словам чиновника, его угрозы носили в основном перформативный характер; Соединенные Штаты не участвовали в разработке новых серьезных санкций.
Разногласия между американцами и европейцами по поводу поддержки Украины, скорее всего, обострятся на двух почти параллельных саммитах: саммите "Большой семерки" в Канаде в середине июня и саммите НАТО неделей позже в Гааге. Второй саммит, в частности, будет посвящен долгосрочной поддержке Украины и шагам по сдерживанию российских войск, чтобы они не бросили вызов более слабым членам Атлантического альянса, а также проверке того, придет ли Трамп на помощь этим членам в соответствии с договором НАТО.