Как пишет The Guardian, 38-летний Азруддин Мохамед и его 73-летний отец Назар Мохамед, два самых богатых человека Гайаны благодаря своей золотодобывающей империи, были арестованы 31 октября в столице страны Джорджтауне в ответ на официальный запрос правительства США об экстрадиции.
В суде Флориды им было предъявлено 11 обвинений, включая отмывание денег, взяточничество и уклонение от уплаты налогов, и они были освобождены позже в тот же день после внесения залога в размере 150 000 гайанских долларов каждый (около 719,95 долларов США), но должны еженедельно являться в суд, и в понедельник им предстоит новое слушание.
Мохаммед заявил, что они стали жертвами политических преследований со стороны правительства Али: “Правительство полностью поддерживает санкции, и в США работают агенты, с которыми они ведут переговоры”, - сказал оппозиционер местным СМИ.
Мохабир Анил Нандлалл, генеральный прокурор Гайаны, заявил, что это дело является “юридическим обязательством”, вытекающим из международных обязательств страны – в Гайане, которая стала независимой от Великобритании в 1966 году, остается в силе договор об экстрадиции 1931 года между Великобританией и США.
Этот случай стал особенно показательным в то время, когда отношения между Карибским государством и США приобрели новое энергетическое значение, а американские компании возглавили разведку нефти, которая вскоре может сделать Гайану крупнейшим в мире производителем нефти на душу населения, констатирует The Guardian.
“Это ситуация, когда статус-кво в Гайане подвергается сомнению”, - сказал Питер Уикхэм, политолог и директор избирательной компании в Карибском регионе.
Мохаммед основал партию и выдвинул свою кандидатуру всего за три месяца до президентских выборов, порвав с давней двухпартийной системой страны, которая традиционно противопоставляла президентскую партию PPP/C, широко поддерживаемую индогайанским населением, и APNU, которую в целом поддерживают афрогайанские избиратели.
Мохаммед призвал гайанцев отказаться от “племенного голосования” и, выступая на популистской платформе, направленной против истеблишмента, пообещал добиваться пересмотра условий нефтяной сделки - несмотря на недавно обнаруженные нефтяные богатства страны, более половины ее населения по–прежнему живет в бедности.
“Он надеялся стать своего рода балансом сил для того, кто победит на выборах, но результат оказался лучше, чем он ожидал”, - сказал Уикхэм.
Действующий президент Али победил, и его партия получила 36 из 65 мест в Конгрессе. Но, в отличие от предыдущих выборов, главной оппозиционной силой стала не АПНУ – она получила всего 12 мест, – а партия Мохаммеда, получившая 16.
В прошлый понедельник, через три дня после того, как Мохаммед был арестован и освобожден под залог, он был приведен к присяге вместе с остальными членами нового конгресса. Он прибыл на Lamborghini в центр возбужденного против него дела о мошенничестве с почтой, в котором его обвиняют в том, что он представил фальшивый счет на сумму 75 300 долларов за автомобиль стоимостью 680 000 долларов.
Хотя запрос об экстрадиции в США был направлен в октябре прошлого года, расследование в отношении Мохаммеда и его отца началось раньше, и, как утверждается, обвинительное заключение касается преступлений, совершенных в период с 2017-го по 2024 год.
В июне 2024 года в международном аэропорту Майами была задержана партия золота в слитках стоимостью около 5,3 миллиона долларов, отправленная из Гайаны предприятием Мохаммеда. В том же месяце Министерство финансов США ввело против Мохамедов санкции по обвинению в контрабанде золота, уклонении от уплаты налогов гайанскому правительству на сумму более 50 миллионов долларов и подкупе местных государственных чиновников.
На пресс-конференции на прошлой неделе вице–президент Бхаррат Джагдео, который возглавлял страну с 1999 по 2011 год, заявил, что запрос об экстрадиции поступил от госсекретаря США Марко Рубио.
“Вы видите здесь его подпись? ”Марко Рубио", - сказал он. “Это не младший сотрудник во Флориде, вот в чем вся серьезность… Мы являемся частью соглашения. Мы являемся частью международного сообщества, которое считает, что люди должны платить за свои преступления”, - сказал Джагдео.
В дополнение к описанию этого дела как политического преследования, его команда юристов сообщила местным СМИ, что некоторые из преступлений, перечисленных в обвинительном заключении США, не являются преступлениями в Гайане, и поэтому Мохаммед не должен подлежать экстрадиции. Адвокаты заявили, что намерены оспорить это дело на всех уровнях, включая Конституционный суд и, в конечном счете, Карибский суд.