Госдума приняла закон о рубках на Байкале: шаманы и старообрядцы были против

Рубить или не рубить лес рядом с великим озером, будут решать ученые РАН

Госдума во вторник приняла сразу во втором и финальном третьем чтении нашумевшие поправки в закон о Байкале. Против рубок в центральной экологической зоне великого озера выступали ученые — писали даже президенту. Против выступили бурятские шаманы — писали в нижнюю палату. Старообрядцы тоже против. А вот парламентское большинство оказалось «за». Хотя меньшинство и пыталось оттянуть час икс - не вышло.

Рубить или не рубить лес рядом с великим озером, будут решать ученые РАН

тестовый баннер под заглавное изображение

В первом чтении законопроект приняли еще в 2023 году. На два с лишним года он завис, и вот — наступил час икс. Парламентское меньшинство пыталось его отсрочить.

- Законопроект о Байкале пытаются протащить — пытаемся снять его, - депутат Михаил Матвеев (КПРФ) снял видео из зала ГД, пока там в закрытом режиме обсуждалась повестка, и выложил его в свой телеграм-канал. Коммунисты пытались доказать, слушать поправки о Байкале пока рано: общественность и ученые против.

Всё, что было дальше, происходило открыто. Поправки было решено рассматривать, и в зале ГД развернулась настоящая битва. Бился главным образом эсер Анатолий Грешневиков.

Еще до старта заседания он заявил, что замена понятия «сплошная» вырубка леса на «санитарную» не убережет Байкал от обмеления. Это, кстати, один из главных аргументов ученых, выступающих против внесения поправок в закон о Байкале.   

Кроме главы комитета ГД по экологии Дмитрия Кобылкина защищать поправки в нижнюю палату приехала мощная группа поддержки: глава Минприроды Александр Козлов, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, глава Бурятии Алексей Цыденов, вице-президент РАН Степан Калмыков. 

- Путь, который проделали Цыденов и Кобзев — неблизкий, это говорит о значимости рассматриваемого решения.

Цветение воды, сокращение популяции омуля, уровень жизни ниже средних по России — с этих аргументов господин Кобылкин начал презентовать думцам логику авторов законопроекта. А еще у жителей байкальских деревень проблема с кладбищами, негде хоронить. 

Законопроект непростой, признал Кобылкин, и самое сложное — найти баланс между интересами человека и природы. Но селезащита, дороги, объекты водоснабжения, газоснабжения, места захоронения, противопожарные разрывы — всё это нужно. Глава профильного комитета анонсировал запрет на создание новых экономических зон, компенсационные мероприятия и лесовосстановление в пятикратном размере.

- Только после положительного решения РАН, - еще раз повторил Кобылкин. - Если такого решения нет, значит, никто эти мероприятия проводить не будет.

Ко второму чтению законопроект накопил 75 поправок: 40 к принятию, 35 к отклонению.

Больше всего поправок «против» вышло из-под пера Анатолия Грешневикова. Он даже попросил дать ему возможность их объединить и выступить одним докладом по всем — только дайте 12 минут.

- Шантаж в политике неуместен, - осадил депутата спикер Володин. - Ваша соседка даже начала пить воду нервно...

За это эсер начал методично перечислять все свои поправки. Как говорится, хотели по регламенту — получите: депутат заранее подсчитал, разбор полетов по его инициативам займет полтора часа.

Коммунист Олег Михайлов выразил недоумение: зачем нужна новая поправка о рубках ради восстановления леса? Есть же приказ Минприроды, там уже всё это прописано, такой лес называется неликвидной древесиной. А для рубок нужно подгонять тяжелую технику, это вредно для почвы: эрозия, смывы в воды Байкала.  

Министр природы Александр Козлов подключился к дискуссии и уточнил, что их приказ распространяется на валежник: «собрали — подобрали». А тут речь идет  про вырубку.

Процедура рубок предполагается такая: сначала запрос в РАН, затем — вилка. Если ученые дают добро, то вопрос выносится на правительственную комиссию. Если наука дает красный свет — никто ничего не рубит. Точнее, комиссия статусом будет даже выше правительственной. Туда войдут и депутаты, и сенаторы, и чиновники АП, а также ученые РАН и представители ФСБ. Контингент серьезный.

Тем не менее депутата Грешневикова смутило в законопроекте слово «заочно» - в таком формате смогут приниматься решения и проводиться экологическая экспертиза по рубкам. 

- Никто туда не поедет, разве что один раз, под водочку с оставшимся омулем, - дал мрачный прогноз эсер и предположил, что поправки за тем лишь и нужны, чтобы узаконить самострой на Байкале: гостиницы, мосты и прочее.

- Там шаманы против, написали вам, Вячеслав Викторович. Надеюсь, вы прочитали, поплакали. Старообрядческая церковь тоже выступила против, - попытался разжалобить спикера депутат. 

Вячеслав Володин пообещал: сплошных рубок на Байкале не будет, и попросил министра Козлова его слова подтвердить. Глава Минприроды не подтвердил, но и не опроверг: «По сути закона понятие сплошных рубок применимо только к восстановлению погибшего леса». Министр вооружился докладной запиской главы Рослесхоза, которую предложил «приобщить к материалам дела».

- Пока о деле речь не идет, - успокоил министра Володин.  - Но если вы так готовитесь...

Шутки шутками, а голосовать думцам по жизненно важному для озера законопроекту пришлось всерьез. Единодушия, как и ожидалось, не было. Во втором чтении голоса разделились: 322 «за», 73 против. Сразу решили утвердить и в третьем чтении: 323 «за», 71 против.

Напоследок прозвучали обнадеживающие обещания: за состоянием Байкала будет организован парламентский контроль. А еще думцы направят запрос в Генпрокуратуру о проверке самостроя на берегах священного озера.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29666 от 10 декабря 2025

Заголовок в газете: Битва за Байкал

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру