Учения десантников в Арктике заложили экономическое будущее России

Эксперт «МК»: для того чтобы наши дипломаты могли уверенно вести переговоры, за их спиной должны быть надежные армия и флот

Беспрецедентные по своему масштабу учения с участием воздушно-десантных войск провело в пятницу Министерство обороны в Арктике. На площадку приземления «Темп» на Новосибирских островах высадился парашютно-десантный батальон из 350 бойцов, а перед этим туда десантировались четыре единицы военной техники и несколько тонн грузов. Как отметил командующий ВДВ Владимир Шаманов, по прыжкам в сложных погодных условиях Арктики, российским десантникам в мире равных нет.

Эксперт «МК»: для того чтобы наши дипломаты могли уверенно вести переговоры, за их спиной должны быть надежные армия и флот

Учения состоялись на побережье острова Котельный, входящего в архипелаг Новосибирских островов между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Проходили они в два условных этапа, о которых рассказал официальный представитель Воздушно-десантных войск Евгений Мешков: «в течение 40 минут после приземления первой группы был «захвачен» аэродром условного противника, а через час эта группа была готова принять там самолеты военно-транспортной авиации с тяжелой техникой, вооружением и основными силами десанта».

В учениях принимала участие Ивановская 98-я воздушно-десантная дивизия, а руководил ими командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.

- Решение о выброске десанта из-за крайне тяжелых погодных условий было принято нами в последнюю минуту, — рассказал Шаманов.

Судя по данным синоптиков, военным удалось вклиниться в температурное «окно» - на момент учений на острове было примерно -15, а перед этим и после температурные значения были существенно ниже.

Результатом учений Шаманов явно остался доволен: поставленная задача, по словам генерала, была «выполнена в полном объеме». Он пояснил, что допустимая скорость ветра при десантировании с самолетов - 10 метров в секунду у земли и 12 — на высоте, но в ходе учений она достигала и свыше 15 метров в секунду.

- Вы можете гордиться нашими десантниками, которые в любых условиях решают поставленные задачи. При таких плохих погодных условиях никто в мире, кроме нас, с парашютом не прыгает. Здесь мы, к счастью, сохраняем лидирующие позиции в мире, - гордо заявил генерал.

Насколько сложно было вообще провести такую операцию, «МК» выяснил, поговорив с несколькими десантниками.

«350 человек, это безусловно много, но смотря с чем сравнивать. Если учесть, что в это же время под Ростовом десантировались 1500 парашютистов, то можно сказать, что это и не так уж много. Но вот в тех условиях, где проходили учения, это, конечно, очень сложно. Местность там незнакомая, площадка для приземления не отработана. Когда прыгаешь в нашей местности, там все понятно — она ровная. А в тех местах - не особо предсказуема, не знаешь на что приземлишься — где-то лед, где-то мягкий снег», - рассказал один из наших собеседников.

Высокая плотность десантников в воздухе, как в данном случае, предполагает высокое мастерство управления парашютом — они должны уметь разойтись в воздухе. Поэтому, по словам наших экспертов, «их очень серьезно готовят на земле и тренажерах». По данным источников «МК», в учениях принимали участие и контрактники и срочники - «примерно 50 на 50».

А само десантирование, по рассказам десантников, происходит так.

Самолеты идут один за другим с промежутком в две минуты. Высота выброса десанта у них одна и та же - порядка 600 метров. Десантники «выходят» одновременно из левой и правой дверей самолета с интервалом в 0,2 секунды. При скорости 450 км это позволяет обеспечить безопасное расстояние между ними. Чтобы «выйти» из самолета, десантник упирается левой ногой в левый нижний угол двери и отталкивается от него. С этого момента он начинает в спокойном темпе отсчитывать про себя: «501», «502», «503». Пока он внутренне проговаривает каждую из этих цифр, проходит примерно одна секунда. Таким образом, он находится в свободном падении примерно 3 секунды, а произнеся «503», дергает правой рукой кольцо, расположенное в районе левой ключицы. Но этого можно и не делать, поскольку через какие-то доли секунды срабатывает и прибор автоматического раскрытия парашюта. К этому моменту парашютист уже пролетел достаточное расстояние, чтобы купол парашюта не зацепился за борт или другие части самолета.

Перед тем, как парашют раскроется, десантник обязательно должен сгруппироваться - поджать ноги, руки прижать к груди, опустить голову к груди — чтобы не зацепились руки а вылетающий парашют «не задел по затылку».

После того, как парашют раскрылся, происходит резкий толчок, десантник ощущает рывок в области плеч, после чего он «повисает» в воздухе. Тут же он должен осмотреться и, если есть «опасность схождения» с другим парашютистом, он начинает управлять парашютом, а товарищу дает команды — например, «уходи влево, а я — вправо».

Полет до земли занимает около двух минут. В это время для десанта большую опасность представляют средства ПВО противника или его бойцы. Десантник все время полета представляет собой очень удачную цель и поэтому высота выброса должна быть как можно меньше, а сам солдат должен обладать определенными навыками управления. В воздухе очень хорошо слышны звуки и поэтому парашютисты переговариваются между собой командами — расходиться им или... сходиться. Последнее тоже принципиально — чем меньше разброс на земле, тем быстрее десантники соберутся в пункте сбора. Кстати, этому, как рассказали «МК», способствует современный парашют — Д-10, с помощью которого приземление намного мягче. Для сравнения, его скорость снижения - около 3 метров, а с более ранним парашютом Д-5 - около 5 метров. Д-10 более управляемый, поскольку имеет большую площадь.

Насколько важны были для России проведенные в Арктике учения, «МК» рассказал главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко:

- В последние годы Арктика - это регион, где все страны имеющие туда выход, усиливают свою военную активность. Это связано с предстоящими разделами арктического шельфа, где огромные запасы углеводорода и с глобальным потеплением, из-за которого установится круглогодичная навигация. На фоне учений других стран, Россия здесь не может оставаться безучастной. Конечно, учения — это и демонстрация силы. Для того чтобы наши дипломаты могли уверенно вести переговоры о будущем Арктики, за их спиной должны быть надежные армия и флот. Без этого все переговоры бесполезны. Проведя эти учения, Россия всем показала, что в случае форс-мажорных обстоятельств, мы сможем применить силу для защиты своих интересов. Десантники в Арктике продемонстрировали всем высочайшую боеготовность.

По словам Коротченко, в условиях северных широт армия применяет специальную экипировку, «которая позволяет комфортную жизнедеятельность военных».

- Это многослойная форма, каждый из слоев которой обеспечивает заданный температурный режим, а в комплексе когда все это правильно одето и заправлено, позволяет комфортно вести и бой и жизнедеятельность, - рассказал эксперт.

По его словам, один из вариантов новой экипировки «ратник», поставка которой началась в армию, как раз и предназначен для условий Арктики. В нем предусмотрены интегрированная система связи, система боевого управления, индивидуальная навигация и оружие адаптированное к низким температурам.

- Это делает весьма боеспособными небольшие маневренные группы и арктические подразделения.

Спецобмундирование также обеспечивает защиту военных от обморожений лица — в нем предусмотрены специальные маски, очки.

- Все это очень комфортно, сделано так, чтобы и солнце не светило в глаза и органы дыхания не поражались низкими температурами, - пояснил Коротченко.

По его словам, в Минобороны создано новое объединенное стратегическое командование, которое будет заниматься координацией военных действий в Арктике. В его состав входят Северный флот, система полярных аэродромов, а также арктические бригады.

- Объединенное стратегическое командование займется управлением и эффективным применением всего военного потенциала России в арктическом регионе. Сегодня Арктика — это один из важных приоритетов Минобороны. Это как раз тот случай, когда военный потенциал обеспечивает экономические результаты и здесь оправданы любые вложения, - пояснил эксперт.

Между тем, вице-премьер Дмитрий Рогозин в пятницу сообщил, что для освоения месторождений Арктики (по его словам освоение арктического шельфа может обеспечить прирост потенциального запаса углеводородного сырья до 9-10 млрд тонн условного топлива), Россия начала новейший проект, предполагающий создание подводных комплексов с полным производственным циклом, управлять которыми будут морские роботы.

- Это целые подводные «города» со своим транспортом, энергоснабжением, линиями связи. Базовыми элементами этих комплексов станут подводные суда разведки и суда-носители, средства бурения, добычи и подготовки продукции, энергообеспечения, эксплуатации и ремонта, комплексной безопасности», - рассказал Рогозин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26477 от 15 марта 2014

Заголовок в газете: У десанта нет плохой погоды

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру