Поле боя — Арктика: как армия будет защищать новые закрома родины

«МК» уточнил стратегические планы Минобороны на северных рубежах России

С самого начала своего президентства Владимир Путин уделял особое внимание развитию Севера. Но только в последние несколько лет этот процесс активизировался по-настоящему – появились необходимые для «возвращения в Арктику» ресурсы, да и изменение климата сыграло свою роль. Набирает оборот коммерческий транзит по Северному морскому пути (в 2010 году им прошли 4 судна, в 2013 уже 71), специалисты соревнуются в приблизительных оценках углеводородных богатств, скрытых под тающими льдами – стратегическую важность региона для России действительно сложно переоценить. И в связи с этим встаёт вопрос: как обеспечить безопасность этой потенциальной «новой Сибири». Над этим вопросом уже давно и плотно работают в Миноброны. А во вторник тема Арктики, по нашим данным, будет подниматься на заседании Попечительского совета Русского географического общества с участием Президента. «МК» удалось выяснить некоторые подробности арктических планов России.

«МК» уточнил стратегические планы Минобороны на северных рубежах России

Разумеется, если речь идёт о Северном, пусть ледовитом, но всё же океане, то основным способом обозначить присутствие здесь может быть только флот. И здесь особенных проблем нет – Северный флот самый мощный из четырёх флотов ВМС. Остаётся только восстановить и расширить инфраструктуру снабжения вдоль всей северной границы России. Планируются создание нескольких пунктов материально-технического обеспечения вдоль всего Севморпути, а так же на некоторых островах многочисленных архипелагов региона. Пока же основные усилия сосредоточены на доведение до ума пунктов базирования подводных лодок нового поколения – «Бореев» и «Ясеней». Речь о Гаджиево и Вилючинске, где сейчас ведутся масштабные стройки. Важность их такова, что отставание от графиков сдачи объектов было главной причиной отставки главы Спецстроя РФ Григория Нагинского и заменой его близким к Сергею Шойгу Александром Волосовым.

Учитывая местные расстояния, даже при поддержке мощных ледоколов флот всё равно не способен быть везде и дать оперативный ответ на возникновение угроз. Необходимо вести модернизацию инфраструктуры и для воздушной составляющей арктической группировки. Здесь также сейчас ведутся активные работы – восстановлен аэродром Темп на острове Котельный Новосибирского архипелага. Менее месяца назад в ходе внезапной проверки там впервые высадилась рота ВДВ. Темп, возможно, сейчас самый заметный «проект» Минобороны в Арктике, но далеко не единственный. Аналогичными «точками опоры» станут Рогачёво на Новой Земле, Тикси в Якутии и ряд других.

Без возможности осуществлять наземные (или, с учётом специфики региона «налёдные») операции, говорить о настоящей «проекции силы» на Севере нельзя. Поэтому сейчас создаются так называемые «арктические бригады». Сколько их будет, где они будут располагаться – пока не определено точно. Первая будет сформирована на основе 200-й мотострелковой бригады из Печенги. Будущих офицеров-полярников готовят сейчас в Дальневосточном высшем военном командном училище. Сообщается, что служба им будет засчитываться из расчёта «год за три». То есть на пенсию они будут выходить в районе 30 лет. Для бригады разработаны отдельный тип снаряжения и особенный вид транспорта. Помимо мотострелков, видимо, для использования в Заполярье будет выделено и отдельное подразделение ВДВ. По крайней мере 50 десантников на прошлой неделе проходили подготовку в районе ледовой станции Русского географического общества Барнео в районе географического Северного полюса.

Продвижение военных на Севере не обойдётся и без заботы о стратегической безопасности. И президент, и министр не раз уже заявляли о намерении создать сплошное радиолокационное поле Системы предупреждения о ракетном нападении по всему периметру страны. Именно с северной стороны, это поле наиболее слабо: за космическим пространством от Мурманска до Чукотки наблюдает станция серии «Дарьял» в Печоре. Сама по себе это РЛС с очень хорошими характеристиками, но она слишком дорога в эксплуатации, особенно по сравнению с новыми комплексами «Воронеж», которые сейчас приходят на смену советским ещё радарам. «Воронеж» готовят к вводу в эксплуатацию в Воркуте. При этом надо учитывать, что просто постройкой станции дело не ограничивается – её надо включить в единую систему, обеспечить постоянный обмен информацией между ней и КП СПРН. Можно также предположить, что Воркутой дело не ограничится, и «смотреть» в сторону севера поставят также новую загоризонтную РЛС «Контейнер», аналогичную вставшей на дежурство осенью прошлого года в Мордовии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26506 от 18 апреля 2014

Заголовок в газете: Поле боя — Арктика

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру