Нет предела СВРшенству

Отправив Фрадкова в разведку, Путин поставил под сомнение свое премьерство

Уникальную способность вводить политэлиту в состояние тихого изумления вновь доказал Владимир Путин в минувший уик-энд. В результате целой серии кадровых перестановок экс-премьер России Михаил Фрадков стал главой нашей внешней разведки. Принятые ВВП кадровые решения занимательны сами по себе. Но они заставляют задуматься и над гораздо более глобальным вопросом. Не планирует ли Путин вновь продемонстрировать свою любовь к неожиданным решениям и отказаться от своего похода в премьеры?

В кругах спецслужб бытует легенда, что в 1991 году американцы решили на сверхмощном компьютере просчитать, кого назначат новым руководителем нашей военной разведки ГРУ. Но назначенец генерал Евгений Тимохин оказался настолько темной лошадкой, что умная машина села в лужу. Вероятность его прихода в руководители ГРУ компьютер оценил как что-то вроде 0,07%.

Назначение Михаила Фрадкова в штаб-квартиру СВР в Ясеневе из примерно той же серии. Разумеется, разведку в свое время возглавляли самые разные люди. Занимавший эту должность в первые послесталинские годы Александр Панюшкин перед этим был послом в США и Китае. Всем памятен и переход экс-директора СВР Евгения Примакова транзитом через МИД в кресло премьера.

Но бывший глава правительства в роли руководителя разведки? Такого в истории еще не было. Можно вспомнить разве что вторую половину 1940-х годов. Тогда экс-предсовнаркома Вячеслав Молотов в ранге председателя Комитета информации формально рулил всеми объединенными разведывательными организациями страны. Но для Молотова эта деятельность не была основной. Одновременно он являлся министром иностранных дел и первым заместителем предсовмина Сталина.

Впрочем, все это — как и другие назначения последних дней — по большому счету детали. Главная интрига в другом. За минувшую неделю все преисполнились уверенности, что непосредственное будущее российской власти перестало быть туманным. Путин переквалифицируется из президентов в премьеры. И все в стране по большому счету останется по-прежнему.

Однако можем ли мы быть уверенными, что все будет именно так? Когда сейчас Путин назначает высоких чиновников вроде премьера или шефа разведки, информированная публика каждый раз теряет дар речи от изумления. Почему же тогда собственную политическую судьбу ВВП должен делать понятной и прогнозируемой?

Если хорошенько вдуматься в слова президента, то он отнюдь не давал твердого обещания вернуться на пост премьер-министра. ВВП лишь сказал, что он этого “не исключает”. А это в переводе с путинского может означать все что угодно.

Начиная с 2005 года Владимир Путин постоянно вбрасывал “политические обманки”. В начале 2006 года все были твердо уверены, что преемником будет Дмитрий Медведев. Затем наступила эра не менее твердой уверенности в шансы Сергея Иванова. Сейчас аксиомой считается мысль о премьерстве Путина. Но останется ли она аксиомой завтра?

Пост премьера — это прежде всего хозяйственная должность. И даже с новыми полномочиями он все равно останется хозяйственной должностью. Нужно ли это Путину? И если он собирается в премьеры, то зачем сейчас правительство последовательно ослабляется как институт? Ведь реальная экономическая власть сейчас стремительно перетекает из Белого дома и министерств в создаваемые сейчас госкорпорации.

Если Путин все-таки уходит, то у России остается шанс попытаться построить современную политическую систему. Но уходит ли он? Службе внешней разведки сейчас придется привыкать к новому “штатскому” начальнику. Но наши Штирлицы могут считать себя заранее отомщенными. Главный неформальный принцип разведки “секретность, секретность и еще раз секретность” уже давно является главенствующим в российской политике.
Как поется в песне — “с нашим атаманом не приходится тужить”. С “атаманом Путиным” не приходится не только тужить, но и скучать. Иногда кажется, что он только и думает: как бы придумать комбинацию позаковыристей. Так что будущее России по-прежнему покрыто плотным туманом.

Михаил Фрадков

КЕМ БЫЛ: отставной премьер России

КЕМ СТАЛ: директор Службы внешней разведки РФ

Слухи о тесных связях Михаила Фрадкова со спецслужбами преследуют его уже долгие годы. Официально его биография чисто “гражданская”. Но в советское время было невозможно работать на высоких должностях в сфере внешней торговли и не быть тем или иным образом связанным с органами. Впрочем, ветераны СВР среди своих коллег Фрадкова не припоминают. Существует версия, что экс-премьер и аппаратный союзник Игоря Сечина был больше дружен с ГРУ.

Сергей Лебедев

КЕМ БЫЛ: директор Службы внешней разведки РФ

КЕМ СТАЛ: исполнительный секретарь СНГ

В свое время чиновники от информации никак не могли определиться: является ли фото Лебедева секретным или все-таки нет. Ретивых служилых не останавливало даже то, что перед назначением директором Лебедев был официальным представителем нашей разведки в США. Так что янки уж точно знают его в лицо. Профессиональный разведчик Лебедев в свое время работал в Германии и считается личной креатурой Путина. Бывшие коллеги отзывается о нем как о “рассудительном и очень приятном в общении интеллигенте”.

Владимир Рушайло

КЕМ БЫЛ: исполнительный секретарь СНГ

КЕМ СТАЛ: ?

В команде Путина бывший шеф МВД считался обязательным, но обременительным наследством ельцинских времен. Вот уже шесть лет как его маринуют на почетных, но лишенных реальной власти должностях вроде секретаря Совбеза или шефа исполкома СНГ. Теперь по счетам уплачено сполна и пришло время освобождать кресло?

Григорий Рапота

КЕМ БЫЛ: генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества

КЕМ СТАЛ: представитель Президента РФ в Южном федеральном округе

Профессионального разведчика и креатуру Примакова Григория Рапоту уже девять лет бросают на самые тяжелые участки на “гражданке”: от “Росвооружения” до существовавшего еще недавно скорее на бумаге блока ЕврАзЭс. Рапота известен как исключительно надежный и высококомпетентный чиновник. Но у него нет своей большой команды, и он никогда плотно не занимался Северным Кавказом.

Таир Мансуров

КЕМ БЫЛ: аким (губернатор) Северного Казахстана

КЕМ СТАЛ: генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества

Проработавший рекордные восемь лет на посту посла в России Таир Мансуров в Москве не менее свой, чем в Астане. Его в нашей столице хорошо знают все: от Путина и Сечина до Лужкова и Кудрина. Новый генсек обладает мощной пробивной энергией и умением добиваться результатов, несмотря ни на что. Наконец, Мансуров — твердый сторонник дружбы с Россией.

* * *

Впервые рядом эти два фото были опубликованы в “МК” 2 марта 2004 года, перед назначением Фрадкова премьером. В подписи отмечалось сходство не только Фрадкова с Мюллером, но и Путина со Штирлицем. Прошли три с половиной года и процесс над “Саратовским репортером”, чтобы понять, как мастерски иной раз жизнь пародирует искусство.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру