Барак для оппозиции

Сегодня Обама встретится с представителями протестных движений

Факт встречи более чем двусмыслен: только очень ленивый недоброжелатель не обвинял оппозицию в том, что она финансируется госдепом США… Сегодняшняя встреча пройдет сразу после посещения Обамой форума неправительственных организаций.

Барак Обама пообщается с представителями всех партий, кроме “Единой России” и ЛДПР. Впрочем, к моменту подписания номера было еще неизвестно, явится ли на встречу главный “эсер” Сергей Миронов. Участие примут Геннадий Зюганов, Сергей Митрохин и Леонид Гозман — представители зарегистрированных политических партий, которые по умолчанию считаются оппозиционными. Но что более интересно — о своем присутствии объявили непримиримые “несогласные” — Гарри Каспаров и Борис Немцов.  

— Встреча руководителя США означает, что помимо официально-коррупционно-бюрократической стратегии государства есть другие пути развития страны, — заявил “МК” Борис Немцов. — И было бы важно, чтобы Обама знал: кроме путинизма существует альтернатива — европейская Россия. Для Обамы это познавательная встреча, он подчеркивает, что не считает, что, кроме Путина и Медведева, в России больше никого нет.  

— Какого эффекта ждете от встречи?

— Особых чудес не жду. “Никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь и ни герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой”. Заграница нам не поможет, мы все должны делать сами.
Председатель “Яблока” видит свои цели и задачи на встрече более стратегическими.  

— Я собираюсь говорить о том, что сам Обама считает самым важным — перезагрузке российско-американских отношений, — поделился с “МК” своими планами Сергей Митрохин. — Они зависли, и это опасно как для наших стран, так и для всего мира, потому что сейчас мы находимся в состоянии полуконфронтации. Я считаю, что надо вернуться к идее стратегического партнерства и провести ее в практическую плоскость. Хочу напомнить, что проект совместной ПРО был предложен оппозиционной партией “Яблоко” — его озвучил Явлинский. Это масштабная альтернатива нынешнему скандалу с размещением американской ПРО в Европе. Что США могут сделать для развития демократии в России? Ни в коем случае не поучать, не обличать, а строить сотрудничество по самому широкому спектру направлений.  

— О чем, на ваш взгляд, свидетельствует сам факт этой встречи?

— Это шаг в правильном направлении — вести диалог не только с политической элитой, с официальными лицами, но и с обществом. Он показывает, что Обама в своих подходах в международной политике резко отличается от предшественника, который был членом мирового закулисного квартета и считал, что так можно руководить миром. Очевидно, Обама считает по-другому.

Константин НОВИКОВ.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Во многих странах, куда направляет свои стопы глава Белого дома, могут проводиться встречи с представителями парламентской оппозиции. Тот же Обама встречался в Британии с лидером консерваторов Дэвидом Кэмероном. Но вряд ли он захотел бы повидаться с каким-нибудь экзотическим маргинальным диссидентом из Соединенного Королевства. В каких-то странах вообще трудно представить, чтобы американский президент смог бы провести встречу с местными диссидентами без риска, чтобы те уже через час после этой встречи не оказались за решеткой…  

Начало традиции встреч с нашими инакомыслящими положил Рональд Рейган. Будучи в Москве с визитом в 1988 году, он встретился в резиденции американского посла с несколькими десятками советских диссидентов. Джордж Буш во время визитов в Россию не упускал шансов встретиться с оппозиционерами. Собираясь в 2005 году в Москву, он объяснил это так: “Общение с лидерами гражданского общества России — знаменательный факт. Гражданское общество в вашей стране не просто существует, но и приглашает американского президента на откровенный разговор, в котором я могу выказать свою озабоченность тем или иным процессом, происходящим в России. У меня одно послание и для России, и для стран Балтии: демократия должна соблюдаться. Права оппозиции, права национальных меньшинств следует уважать”.

Когда Буш говорил о странах Балтии, то имел в виду, надо думать, Латвию — во время посещения этой страны он тоже провел встречу с тамошним “гражданским обществом” — представителями интеллигенции, национальных общин и общественных организаций.  

С диссидентами из некоторых стран во время визитов туда Буш не смог бы встретиться при всем желании. Поэтому с такими оппозиционерами он встречался на американской земле. Как, например, с китайскими инакомыслящими перед поездкой в прошлом году на открытие Олимпиады в Пекин. Правда, в тот же день американский президент уравновесил ситуацию, пообщавшись с министром иностранных дел КНР.

В позапрошлом году Буш, находясь в Праге, почтил своим вниманием прошедшую в чешской столице конференцию диссидентов нынешних и прошлых (к которым были причислены Гарри Каспаров, экс-президент Чехии Вацлав Гавел и израильский политик Натан Щаранский, а также инакомыслящие из Белоруссии, Косова, Ирана, КНДР, Сирии, Ирака, Египта и Палестины). Надо сказать, что далеко не все оппозиционные деятели горят желанием встречаться с президентом США. Когда Буш посещал Пакистан, от обеда с ним отказался ряд приглашенных оппозиционных парламентариев. А уж внепарламентская оппозиция и вовсе встречала приезд американского лидера акциями протеста.

Андрей ЯШЛАВСКИЙ. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру