Иран обогатит уран

Завод в Куме обнаружили в очень “удобное” время

Известие о том, что у Ирана, оказывается, есть второй завод по обогащению урана, наделало шума в самых высоких сферах мировой политики. Российский президент на пресс-конференции по итогам питтсбургского саммита G-20 заявил, что “строительство этого нового завода стало неожиданным для всех стран”.

Впрочем, была ли информация о наличии у иранцев близ города Кум завода по обогащению урана (помимо известного ранее предприятия в Натанзе) таким уж сюрпризом? Иранский президент Ахмадинежад сообщил, что МАГАТЭ было поставлено в известность о строительстве объекта на год раньше, чем требовалось. В МАГАТЭ уверяют, что получили уведомление лишь 21 сентября. А по данным американской прессы, спецслужбы США уже несколько лет вели слежку за вторым ядерным центром Ирана… Как бы то ни было, в преддверии намеченной на 1 октября встречи “шестерки” (постоянные члены Совбеза ООН + Германия) по иранской ядерной проблеме скандал вокруг завода в Куме — очень некстати. Голоса, требующие антииранских санкций, на таком фоне зазвучат гораздо убедительнее. С учетом же того, что и Россия дала понять, что в случае чего может скорректировать свое отношение к введению санкций, иранская игра делается довольно рисковой.  

Иранцы же продолжают действовать в своем репертуаре. С одной стороны, Ахмадинежад обещает, что западные державы, обвиняющие его страну в ядерных амбициях, пожалеют об этом. Дескать, Иран не обязан сообщать мистеру Обаме о каждом строящемся на его территории предприятии. С другой, Иран заявляет, что предназначенный исключительно для работы с мирным атомом и абсолютно не секретный завод пока еще не достроен — а в соответствии с положениями Договора о нераспространении ядерного оружия Тегеран готов допустить на объект в Куме инспекторов МАГАТЭ. Американцы же вкупе с союзниками в истории со вторым заводом видят свидетельство иранской неискренности. Мол, строительство центра в Куме и мирный характер иранской ядерной программы — несопоставимы.  

“Мало кто сомневается, что у Ирана есть неафишируемая ядерная программа (не факт, что она обязательно имеет военный характер), — считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван ДАНИЛИН. — Видимо, Тегеран поспешил легализовать свой объект из опасений, что это раньше сделают американцы, у которых, судя по всему, давно была о нем информация. В то же время пока все известные иранские ядерные объекты имеют все-таки скорее мирный характер. И нынешнее обострение связано не столько с обнаружением завода в Куме, сколько с эволюцией американской политики. С июля в США шла подготовка к тому, что Америка возьмет более жесткий курс по Ирану, — и этот скандал был очень хорошо подгадан к грядущей встрече “шестерки”, возможно, чтобы пробить новые санкции в отношении Тегерана”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру