Парламент ­­­­— не место для депутатов

Детали беспрецедентного скандала в Думе

Громкий скандал случился на первом после объявления итогов голосования 11 октября заседании Госдумы. Фракции ЛДПР, КПРФ и “Справедливая Россия” покинули зал в знак протеста против нечестных, по их мнению, выборов. “Бунтари” требуют встречи с президентом Медведевым и головы председателя Центризбиркома Чурова.  

Такого — чтоб зал покидали все, кроме партии власти, — в российском парламенте еще не было. Видно, дошла гиря до полу.


Ничего необычного в том, что после выборов депутаты — представители партий, недовольных итогами, высказывают недовольство, не было. Даже слухи о намерении ЛДПР демонстративно покинуть зал удивления не вызвали — ЛДПР всегда возмущается громче всех. Но что дело зайдет настолько далеко, не мог предугадать никто — даже сами участники процесса.  

Вместо того чтобы обсуждать повестку дня, заранее расписавшие роли жириновцы один за другим брали слово и говорили о нарушениях на выборах в разных регионах. В Тульской области 25% из числа проголосовавших голосовали вне участков, явка по Москве “чудесным образом к вечеру увеличилась”, “выборы свидетельствуют о полном отсутствии демократии”, губернаторы и мэры городов заставляют руководителей крупных предприятий автобусами подвозить к избирательным участкам сотрудников, принуждая их под страхом увольнения голосовать за “ЕР”, и т.д. и т.п. “Как можно верить в правду и справедливость, если на выборах в Ульяновской области 92% мест депутатов и глав муниципальных образований получила ваша партия?” — обращались элдэпээровцы к “Единой России”.  

13 членов фракции ЛДПР отыграли как по нотам. О том же — фальсификациях и нарушениях — говорили в своих выступлениях 9 коммунистов. “Президент в своем обращении “Россия, вперед!” предложил всем партиям честную политическую состязательность, а в Марий Эл депутатам нашей фракции и избирателям предложили ОМОН и споры с административной дубинкой!” — заявил, например, Сергей Обухов. Владимир Кашин возмущался: “В Воскресенске, где победил наш кандидат, двое суток не представляли протоколов, и когда сказали перепуганному кандидату нашему, что сегодня в ночь мы тебя изничтожим, он вынужден сливать воду…”  

В конце концов слово взял Жириновский и заявил: ЛДПР не признает выборы “в масштабах всей страны”, требует пересчета голосов, а в зал заседаний вернется только после встречи с президентом: “Если он хочет, чтобы “Россия, вперед”, то такие выборы — это “Россия, назад”, это страшно, это мошеннические схемы!.. Нам стыдно с вами сидеть, нам противно! С мошенниками мы не можем находиться в одном зале!” — кричал вице-спикер.  

Дружно выйдя из зала, так же дружно ЛДПР подошла к журналистам. “Хотя бы молчали, а то еще и говорят, что победители!” — продолжал бичевать “единороссов” г-н Жириновский. Парламентских выражений ему уже не хватало: “По их рожам видно, когда они объявляли результаты, что им тоже стыдно!”.  

Коммунисты и “эсеры” в зале еще сидели. Но зерна были уже посеяны. И тут “единоросс” Асеев неосмотрительно предложил свернуть обсуждение повестки: мол, положенные на это 30 минут прошли, а все выступают не по повестке заседаний, а по выборам. Его поддержал коллега по фракции Андрей Макаров: “Существует порядок, в котором решаются все вопросы о жалобах на выборах, — есть суды, избиркомы, прокуратура”, — уговаривал он оппозицию. Но что делать, если “порядок” не работает и в него никто уже не верит, — он не сказал.  

К этому моменту коммунисты тоже решили уйти, хотя вообще-то в их планы подобная демонстрация не входила. Николай Харитонов (Зюганова в зале не было) заявил, что до тех пор, пока не повстречаемся с гарантом Конституции, морального права находиться здесь фракция не имеет.
Коммунисты ушли. Слова выполнявшего роль спикера Олега Морозова, напомнившего, что 23 октября в Думу приглашен глава ЦИК Чуров и ему можно будет задать все вопросы, их не остановили.
Прения по повестке “единороссы” прервали. И это возмутило уже тихо сидевших до сей поры “справороссов”. Неожиданно для всех (в том числе и для многих ее товарищей по фракции) Оксана Дмитриева заявила, что и “СР” зал покидает, т.к. не признает результаты выборов по ряду регионов. Лидер фракции Николай Левичев, вышедший к журналистам, был растерян и как бы даже испуган смелостью своей фракции: “Мы вообще-то собирались по итогам выборов идти в рамках юридических процедур, собирали факты, но последней каплей стало то, что партиям даже не дают высказаться о том, что было в день выборов. Это безобразие!” — сказал он.  

Отряд “единороссов” сделал вид, что не заметил потери бойцов: заседание продолжалось. Сорвать работу парламента, где у одной фракции — конституционное большинство в 315 голосов, невозможно. Меньше чем за час была пройдена почти вся повестка дня — конечно, вопросов никто не задавал, желающих выступить по принимавшимся законам не было. Перерыв пришлось объявлять почти на 20 минут раньше — делать было больше нечего…  

“В каждом органе есть костяк, который работает, и есть балласт, вот балласт и ушел” — так прокомментировал скоростной режим принятия законопроектов председатель Комитета по делам ветеранов Николай Ковалев. Тем временем спикер Грызлов, которого в Думе вчера никто не видел, в письменной форме выразил свое “возмущение” поступком ЛДПР, КПРФ и “СР” и обвинил их в “саботаже”. Другие “единороссы” стыдили “саботажников”: мол, принимаются важные законы, в том числе и по пенсиям, и народу, мол, это нужнее, чем обсуждение результатов выборов.  

В 12.30 в гости к депутатам должен был прийти министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Первый вице-спикер Морозов в перерыв обзванивал “мятежные фракции” и просил появиться хотя бы на правительственном часе — чтобы оказать уважение приглашенным. Но мятежники не пришли. Тогда собрали в зал всех имевшихся в наличии “единороссов”, но их оказалось негусто.  

Тем временем полпред президента в Госдуме Гарри Минх объяснял журналистам, что “начальству доложено”, “идут консультации в разном формате”. По его словам, требования оппозиции ультиматумом президенту не являются: против главы государства никто не выступал, а “СР” — вообще одна из тех партий, что поддерживали Дмитрия Медведева на выборах.  

“Консультации в разном формате” действительно шли. Зюганов, в частности, подтвердил, что он переговорил и с Грызловым, и с замглавы президентской администрации Сурковым, и с представителем президента в Думе. Днем в кабинете лидера КПРФ прошло совещание руководства всех трех покинувших зал фракций. Но тогда же стало известно, что “справороссы” собираются действовать сепаратно.  

…В 15.00 “единороссы” после обеденного перерыва опять собрались на заседание своей “конструктивной Думы”. Тем временем в Малый зал подтягивались члены фракций КПРФ и ЛДПР — Зюганов и Жириновский должны были выступить с согласованной позицией и озвучить свои требования (они же условия возвращения в зал заседаний). Давние враги и политические конкуренты, Геннадий Андреевич и Владимир Вольфович, вошли в зал вместе, их соратники зааплодировали. Первое из требований лидера КПРФ — “встреча с Президентом РФ как гарантом Конституции”. На этой встрече, по словам лидеров КПРФ и ЛДПР, необходимо обсудить ситуацию, связанную с выборами, и ситуацию, сложившуюся в Госдуме, “где оппозиция лишена возможности нормально вести диалог”. Кроме того, предлагается создать спецкомиссию по рассмотрению всех фактов грубых нарушений на выборах, причем результаты этих самых выборов не опубликовывать до окончания расследования. Зюганов объявил, что предполагается провести вскоре массовую акцию в защиту демократии, в которой предложено поучаствовать всем политическим силам. Регионами, где нарушений на выборах было больше всего, по общему мнению “бунтарей”, стали Москва, Республика Марий Эл и Тульская область. Полномочия глав этих трех регионов коммунисты считают необходимым частично приостановить — до полного прояснения ситуации.  

“Справороссы” озвучили свои требования отдельно. Николай Левичев заявил, что объективное расследование нарушений на выборах действительно необходимо: “Больше всего таких нарушений в Москве и Астрахани, по нашим данным”. Кроме того, эсеры хотят “получить возможность обсудить с президентом ситуацию в российской политсистеме” — “считаем, что это надо сделать срочно”. “Справороссы” дали понять, что требования КПРФ и ЛДПР кажутся им слишком радикальными, но от консультаций о совместных действиях не отказываются. Левичев выразил надежду, что к пятнице, когда должно состояться очередное заседание ГД, удастся найти решение проблемы: “Если голос фракции будет услышан руководством страны и Госдумы, мы вернемся к нормальной законотворческой работе”. Окончательное решение, по его словам, “эсеры” примут утром в пятницу.  

...Геннадий Зюганов заявил, что, по его мнению, “партия власти обязана отреагировать”. Но реакции думская оппозиция ждет в первую очередь не от “Единой России”, а от президента. Ах, зачем только он написал статью “Россия, вперед!”…

ЦИТАТА ДНЯ

Наталья ТИМАКОВА, пресс-секретарь Президента РФ — “МК”, 14 октября, в 16.00:

“Президент встречается с представителями думских фракций в плановом режиме. В ближайшие десять дней такая встреча не планируется”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру