Квот кампания какая!

Нужно ли Москве увеличивать число депутатов городской Думы?

Нужно ли Москве увеличивать число депутатов городской Думы?
Депутаты Мосгордумы пятого созыва после принятия присяги.
В своем недавнем Послании президент обратил внимание на тот факт, что в разных регионах России почему-то различное количество депутатов в региональных законодательных собраниях. Так, в Туве их больше сотни, а в Москве всего 35. На днях Дмитрий Медведев дал поручения по реализации собственного Послания Федеральному собранию. И в том числе велел подготовить поправки в законы по “введению единого критерия установления численности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации”. Срок выполнения поручения установлен жесткий — апрель 2010 года.  

“МК” стало известно, что поручение президента принялись выполнять очень рьяно. Наверху уже обсуждаются некие инициативы, предусматривающие установление квот на представительство депутатов в заксобраниях регионов. В частности, Москве хотят выделить квоту, пределы которой колеблются от 45 до 110 депутатов городской Думы. То есть количество столичных думцев может вырасти аж втрое. Действительно ли в столице такой острый дефицит представителей законодательной власти? Что думают об этом нынешние депутаты, представители политических партий и сами москвичи? Это решил выяснить обозреватель “МК”.


Итак, сегодня в Москве 35 депутатов. По одному примерно на 250—300 тысяч избирателей. Откуда взялась эта цифра? Уже давно ходит байка, что судьбу представительства в столичном законодательном органе определило количество мест в здании на Петровке. Сколько было стульев, столько и решили сделать депутатов. Впрочем, сами столичные власти сегодня этим не круглым числом вполне довольны, а предложения раздуть аппарат Законодательного собрания в последние годы поступали в основном от оппозиционных партий, но все время пресекались на корню.  

С одной стороны, чем больше депутатов, тем больше внимания должны они уделять избирателям. Но с другой… Московская городская дума и без того обходится налогоплательщикам недешево — каждому депутату нужно платить заработную плату (сегодня она равна окладу министра столичного правительства и составляет более 100 тысяч рублей). Плюс каждый думец имеет собственный штат помощников. В его распоряжении — служебный автомобиль представительского класса с личным водителем, сотовый телефон с безлимитным тарифом, обязательная страховка здоровья и жизни. Не говоря уже о таких мелочах, как командировки в разные части света за счет казны, государственные дачи, оборудованные кабинеты с офисной техникой...  

Если количество депутатов утроится, придется утраивать и все вышеперечисленные расходы. Стоит ли овчинка выделки? Или все-таки слуг народа действительно так мало, что их просто не хватает на то, чтобы решать проблемы избравших их людей? Об этом мы решили поговорить с хорошо знающими особенности столичного региона сегодняшними депутатами, а также с представителями политических партий, не попавшими в нынешний законодательный орган по итогам последних выборов.
Как выяснилось, оппозиционеры горячо приветствуют саму идею увеличения количества депутатов Московской городской думы.  

Вот как аргументируют свою позицию коммунисты.  

Николай ГУБЕНКО, глава фракции КПРФ в Мосгордуме:  

— Я считаю, что увеличить количество депутатов Мосгордумы просто крайне необходимо. А заодно нужно снизить проходной барьер для политических партий, который сегодня составляет 7%. Этими двумя мерами можно добиться нормального представительства оппозиции в законодательном органе Москвы, вместо такого единообразия, какое мы видим сейчас. Сейчас Московская городская дума, увы, является карманным органом исполнительной власти, что не есть хорошо для москвичей. Если депутатов будет больше, а процент оппозиции среди них выше, думаю, от этого избиратели только выиграют, потому что в Думе должны быть представлены самые разные мнения. Какое количество депутатов было бы идеальным? Этого я не знаю, это должны решить в Государственной думе. Я слышал, есть предложение устанавливать количество депутатов, исходя из численности избирателей, — кажется, по одному на 100 тысяч. Москве бы это подошло, хотя есть регионы, где всего по 35 тысяч избирателей.  

— В таком случае в Мосгордуме будет примерно вдвое больше депутатов, чем сейчас. Получается, нужно будет повышать расходы казны на обеспечение деятельности Мосгордумы?  

— Над этим вопросом надо думать. Точнее, сокращать расходы на законодательную власть города. А еще сокращать аппарат государственных служащих — он у нас по сравнению с Советским Союзом вырос в 3—4 раза! Еще надо сокращать зарплаты депутатов — мы, коммунисты, все равно отдаем 40% наших зарплат товарищам по партии.

* * *

Партия ЛДПР никогда не была представлена в Московской городской думе, однако в ней тоже уверены, что столичных депутатов слишком мало.  

Виктор СОБОЛЕВ, руководитель московского отделения ЛДПР:

— ЛДПР только приветствует увеличение количества депутатов в Мосгордуме. Как может столичный парламент, обслуживающий, только по официальным данным, 7 миллионов избирателей, тогда как живут в нашем мегаполисе от 12 до 14 миллионов человек, представлять всего 35 депутатов? Исполнительной власти города, разумеется, легче контролировать такое небольшое количество депутатов, с ними можно договориться по любым вопросам. Поэтому ярко выражено их желание не видеть представителей реальной оппозиции в МГД. ЛДПР считает, что в Москве должно быть от 50 до 70 депутатов и выборы должны проводиться только по партийным спискам. Почему? Когда выборы проходят по одномандатным округам, включается весь административный ресурс — все управы и префектуры начинают работать только на одного кандидата с толстым кошельком, а оппозиции и честным депутатам бороться с ними тяжело. Все эти методы, включая средневековый метод подсчета голосов по системе “империали”, отмененный во всех развитых странах, плюс небольшое количество депутатов могут свидетельствовать только об одном: кланы, которые приватизировали исполнительную власть, контролируют все, включая законодательную власть города, что в нормальной демократической стране абсолютно недопустимо. И сделано все для того, чтобы не пустить реальную оппозицию в представительную власть Москвы.  

— Но ведь большее количество депутатов может оказаться для Москвы слишком дорогим удовольствием?  

— Как могут всего 35 депутатов обходиться дорого для Москвы? Если в той же Республике Тува, как сказал наш президент, целых 126 депутатов? Вы посмотрите бюджет Москвы: сколько денег они тратят на налоговые льготы и поддержку подконтрольных себе средств массовой информации? Так что все эти разговоры о повышении расходов при увеличении количества депутатов выеденного яйца не стоят!  

— Получается, что вы считаете так: чем больше будет депутатов, тем больше шансов у ЛДПР пройти в Московскую городскую думу?  

— У нас не шансы — мы прошли в Думу. Мы в этом уверены, потому что, по нашим данным, более миллиона голосов было вброшено в период выборов 11 октября. Мы никогда не признаем результатов того голосования и будем добиваться роспуска Мосгордумы. Большее количество депутатов даст нам больше возможностей помогать москвичам. Вы спросите горожан — хоть кто-то хоть когда-то видел своего депутата, знает его в лицо? Дай бог, один из 50 человек назовет фамилию своего слуги народа! Если депутатов будет 70 — это по крайней мере в два раза больше. Мы считаем, что столько депутатов должно быть как минимум. Тем, кого избрали сейчас, нечего сказать — они молчаливо соглашаются с исполнительной властью. Они ни на что не влияют. Так зачем нужны такие депутаты? А вообще, систему определяют люди. Если они будут ходить на выборы — у нас будет нормальное представительство всех партий в Мосгордуме. Сегодня люди устали ходить на выборы — и за них все вкидывают. Мы надеемся на смену власти в Москве, на свободные и честные выборы.

* * *

Самой многочисленной Мосгордуму видят представители партии “Яблоко” (в МГД четвертого созыва у яблочников была своя фракция, однако по итогам выборов 11 октября 2009 года партия не сумела преодолеть 7%-ного барьера).  

Сергей МИТРОХИН, руководитель партии “Яблоко”:  

— На конференции московского отделения “Яблока” мы приняли официальное решение, что в Московской городской думе должно быть не менее 100 человек. При этом, как только власти определятся с квотой для Москвы, мы считаем, что необходимо сразу же провести выборы. А пока, по нашим данным, предполагается, что новые нормы закона вступят в силу лишь с 1 января 2011 года. Нам совершенно непонятно, зачем такой большой срок давать на исполнения этой нормы — нашим региональным парламентам делать особенно нечего. У Мосгордумы полно времени, так что она может оперативно справиться с задачей внести в устав города и в закон о нарезке округов необходимые поправки. Так что давайте проведем следующие выборы в законодательный орган Москвы (а можно и в другие региональные заксобрания), например, в марте 2011 года. Иначе придется ждать пять лет, пока будет реализована инициатива президента, а в этом даже есть некое неуважение к главе государства.  

Мы говорим, что депутатов в Московской городской думе должно быть не менее ста — а можно и больше. Если исходить из распространенной западной теории, предполагающей, что количество депутатов регионального собрания должно равняться кубическому корню из числа избирателей, то получится, что в Москве парламентариев должно быть вообще 180 человек — если вычислять кубический корень из 7 миллионов избирателей. Однако мы понимаем, что при таком огромном парламенте могут быть свои сложности, и не считаем необходимым делать Мосгордуму чрезмерно большой. А 100 — цифра понятная со всех точек зрения. Тогда на каждого депутата будет приходиться по 70 тысяч избирателей — втрое меньше, чем сейчас. Если депутат работает по-настоящему, он должен за период своей деятельности встретиться с каждым избирателем, а сегодня это абсолютно нереально. Обратная связь — это главное, и она должна быть. С другой стороны, чем меньше депутатов, тем более они зависимы от исполнительной власти, а значит, тем проще их купить. Тем более что сейчас увеличили количество одномандатников, а одномандатники тотально зависимы от правительства Москвы.  

— Что вы скажете насчет неминуемого повышения расходов в случае увеличения количества депутатов Мосгордумы?

— Думаю, от какого-то количества расходов можно отказаться, оптимизировать структуру. С другой стороны, большее количество депутатов может оказаться куда выгоднее городу, чем их нынешнее количество. Ведь чем меньше депутатов, тем меньше контроля за бюджетом, и еще неизвестно, насколько дешевле маленький парламент. У депутатов, если их мало, появляются стимулы не заниматься контролем за расходованием бюджетных средств, что для города оборачивается потерями. А чем больше законодательный орган, тем больше появляется возможностей для контроля. Когда я был депутатом, то пытался по всем направлениям контролировать московский бюджет. Понятно, что “Единая Россия” этим заниматься не будет. Но если в других фракциях будет не по 2—3 человека, как сейчас, а по 10—20 — контроль будет намного сильнее.  

— Расширенной Думе придется подыскать и новое здание — как с этим быть?  

— Вообще-то новое здание и так строится — и на него регулярно выделяются колоссальные суммы, думаю, надо уже сейчас планировать расширение количества мест в нем. И даже если бы этого не было — что, в Москве нельзя найти здание для заседания ста человек? Да хотя бы временное! Было же временное здание для заседаний Госдумы — ничего, теснились как-то. Средства можно найти за счет продажи большого количества ведомственных учреждений, которые относятся к системе правительства Москвы, и в том числе к депутатскому обслуживанию. Если увеличивать численность депутатов, надо отказываться и от государственных дач — это недопустимо, строить еще 70 дач для слуг народа. А остальные дачи надо продать — вот и средства дополнительные появятся.

* * *

Тем временем представители нынешнего думского большинства, мягко говоря, не ощущают особой радости от идеи раздувания состава Мосгордумы.  

Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, руководитель фракции “Единая Россия” в Мосгордуме:  

— В любом случае деятельность парламента нужно оценивать по эффективности его работы, а не по количеству имеющихся в нем депутатов. К тому же немаловажно, что все депутаты, которые сегодня представлены в Мосгордуме, работают на профессиональной и освобожденной основе, то есть занимаются только проблемами города и их решением на законодательном уровне. Вполне понятно, что подходы к решению вопроса о количественном и персональном составе депутатских корпусов могут быть разными. Потому что нельзя сравнивать такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург с некоторыми другими регионами нашей страны. Хотя бы по той простой причине, что в Москве и Санкт-Петербурге предъявляются серьезные и повышенные требования к статусу и уровню работы депутатов. В этих городах очень много проблем — и географические, и демографические, и транспортные, и экономические... И вообще если сегодня говорить о Москве, то нельзя забывать, что в нашем мегаполисе проживают более 10 миллионов человек. И эти 10 миллионов живут очень компактно. Если взять другие регионы, например северные, то там жителей значительно меньше, однако добраться до них куда сложнее, потому что территория их проживания намного больше. Может быть, поэтому там и нужно большее количество депутатов. И часто в таких регионах парламентарии работают на неосвобожденной основе.  

И все же мое твердое убеждение состоит в том, что депутаты всех уровней должны работать на освобожденной основе — трудиться лишь в законодательных органах власти, не занимаясь другими видами оплачиваемой деятельности. Депутат прежде всего обязан решать на законодательном уровне проблемы, которые стоят перед избирателями, перед регионом, а не отвлекаться на другие вопросы, которые могут возникнуть, если он занят еще и в другой сфере деятельности.  

Последнее, о чем хотелось бы сказать — о той финансовой нагрузке, которая ложится на плечи региона при увеличении количества депутатов. Понятно, что выгоднее иметь депутатов неосвобожденных и особо на них не тратиться. Если брать Москву, то цифра 35 — исторически выстраданная городом. И то, что у нас все 35 депутатов работают на освобожденной основе, тоже очень важно. Мы занимаемся проблемами города, и у нас реально нет времени заниматься чем-то еще. Соответственно, и город создает все условия для работы депутатов — это и автотранспорт, и обеспечение парламентариев штатом помощников, и обеспечение помещениями для работы... То есть у депутатов есть все те вещи, которые действительно необходимы и делают его работу более удобной. Поэтому если говорить сегодня об увеличении численного состава Мосгордумы, придется задуматься и об увеличении расходов городского бюджета. Я считаю, что к вопросу изменения количества парламентариев в Москве надо подходить крайне осторожно и взвешенно. На мой взгляд, цифра 35 для Москвы оптимальна. Тем более что и москвичи поддерживают нас, регулярно приходя на выборы и голосуя за городской парламент. Что касается политических пристрастий наших горожан, то партии должны работать с населением и добиваться их голосов, а не пытаться попасть в парламент “механистическим” путем, увеличив число депутатских мандатов. Я считаю, что “Единой России” это удается — москвичи нас поддерживают.

* * *

Владимир ПЛАТОНОВ, спикер Мосгордумы:  

— Я не готов пока серьезно обсуждать этот вопрос — ни с какими законодательными инициативами на сей счет депутаты Мосгордумы пока ознакомлены не были. Как только появится проект федерального закона, его вынесут на обсуждение Госдумы, мы обязательно получим этот документ на согласование — вот тогда и можно будет о чем-то говорить. Лично я в выступлении президента услышал только похвалу — что 35 депутатов в Москве справляются с непростой законодательной деятельностью огромного мегаполиса, обладающего мощной промышленной базой. И от Дмитрия Анатольевича Медведева прозвучало правильное предложение, что количество депутатов в заксобраниях регионов надо как-то унифицировать. Но численность населения не может быть здесь единственным критерием. Например, в Москве и Санкт-Петербурге большая плотность населения — и депутату проще выполнять свои обязанности. А есть регионы с совсем небольшой плотностью, и там оправдано большее количество депутатов — слуга народа должен знать свой округ, встречаться с избирателями. В России есть регионы, которые по площади больше ряда европейских государств. Поэтому я считаю, что для создания системы унифицирования нужно учитывать не только численность, но и плотность населения, а также сколько человек работает депутатами на освобожденной основе. То есть для кого из депутатов это их единственная и основная работа. В некоторых регионах законодателей собирают на 3—4 дня в месяц, а в столице мы работаем каждый день, и я считаю, что поэтому эффективность Мосгордумы гораздо выше.  

Выступление президента я не расцениваю как предложение увеличить количество депутатов Мосгордумы. Скорее всего должен появиться федеральный закон с некими принципами расчета — при такой-то плотности населения должно быть столько-то депутатов на такое-то количество избирателей. Нужно ли, по моему мнению, увеличивать количество депутатов в Мосгордуме? Лично я этого не почувствовал. Если бы, например, было так: чем больше депутатов, тем лучше жилось бы в городе, тогда бы было другое дело. Но я вам приведу пример: в Моссовете было несколько сотен человек, а после того как стало 35 депутатов Мосгордумы, жизнь в городе должна была ухудшиться почти в 20 раз. Все обратили внимание, что этого не произошло. А даже наоборот. Скорее всего это не проблема Москвы, а проблема других регионов, где большое количество депутатов.  

— И все же… Если вдруг для Москвы примут квоту, предусматривающую увеличение количества депутатов?

— “Вдруг” ничего в нашей стране в области законодательства не происходит. Сначала будет обсуждение федерального закона Госдумой, его обязательно вынесут на согласование в субъекты Российской Федерации. После принятия Госдумой закон должен одобрить Совет Федерации, подписать президент. Все это не очень похоже на слово “вдруг”. Если появится такой документ, Москва, как послушный субъект, исполнит федеральное законодательство.  

— Как вы думаете, при условии, что количество депутатов все же увеличат, где их будут размещать?

— А вдруг Москве будет предписано уменьшить количество депутатов, куда мы денем освободившиеся столы? Давайте решать проблемы по мере поступления. Я не готов и дальше фантазировать на эту тему.

* * *

Виктор СЕЛИВЕРСТОВ, руководитель исполкома московского отделения партии “Единая Россия”, депутат Мосгордумы (“Единая Россия”):  

— Мое убеждение в том, что Москве при сложившейся системе власти увеличение количества депутатов вообще не нужно. Постараюсь обосновать свою точку зрения. Чем больше депутатов в законодательном органе власти, тем сложнее решать какие бы то ни было вопросы. В истории Москвы был Моссовет — сначала в нем было более 1000 депутатов, потом чуть меньше. Да, наверное, была другая система и по-другому решались вопросы — мы помним, что в те времена преобладали командно-административные методы. Сейчас многие вопросы решаются более демократично — и, казалось бы, большее количество людей должно быть вовлечено в эту сферу.
 Но, на мой взгляд, большее количество депутатов ведет к увеличению синдрома митинговости. То есть люди начинают не работать над законами или на своих территориях с избирателями, а принимаются шуметь. И их главная задача — не столько выдать продукцию в виде закона или решения проблем москвичей, сколько прорваться на трибуну. Это, кстати, мы сейчас наблюдаем в Госдуме. Сложно смоделировать, насколько будет отличаться работа 50 депутатов от работы 35. Наверное, принципиальных отличий все же не будет, но нагрузка на городской бюджет увеличится существенно. Если за каждым депутатом будет закреплено все то, что закреплено сейчас, парламентарии будут работать на освобожденной основе и будут иметь минимальный пакет обеспечения депутатской деятельности, придется выделять новым думцам дополнительные кабинеты, помощников, зарплаты, машины… Зачем? Не вижу в этом необходимости.  

Но предвижу здесь и другой исход всего этого “мероприятия”. Может получиться так, что где-то будет принято решение, будет дана команда и не будет возможности рассуждать: а нужно это делать или нет? Например, нам дадут указание изменить городские законы с целью установить в городе определенную квоту — вот чего я больше всего опасаюсь. Хотя надеюсь, что мнение Москвы и Мосгордумы будет учтено. Впрочем, насколько я понимаю, в ближайшие пять лет никто количество депутатов увеличивать не будет. Может быть, со временем моя точка зрения изменится — я депутат пока молодой, работаю недавно. И не исключаю, что появятся какие-то предпосылки к тому, что количество депутатов, количество думских комиссий нужно будет действительно увеличить. Но пока я остаюсь на той точке зрения, что в Москве депутатов достаточно.

А вот что думают о предложениях по увеличению численности сами москвичи

Людмила Исаева, 35 лет:  

— Лично мне абсолютно все равно, сколько депутатов будет в Мосгордуме: я их как никогда не знала, так никогда и не узнаю и знать не хочу. И я не верю, что обращением к властям вообще можно чего-то добиться. Но если уж некуда девать деньги, пусть лучше построили бы новые детские садики — а то такие очереди! Или вложили их в наши больницы — это просто позор, что в Москве такое допотопное медицинское обслуживание, в стационары просто страшно зайти!  

Нина Григорьевна, 63 года:  

— Увеличивать численность депутатов? Господи, да зачем они нам нужны в таких количествах! И так чиновник на чиновнике сидит и чиновником погоняет! Попробовали бы они прожить на нашу пенсию, эти чиновники, вот я бы на них тогда посмотрела! А раздувать еще больше государственный аппарат — на это ума много не надо.  

Владимир Серебряков, 48 лет:  

— Я считаю верным такое решение. В конце концов, 35 депутатов для огромной, многомиллионной Москвы — просто смешно. Знают они своих избирателей? Конечно, нет! Может, если их будет больше, в городе будет больше порядка? И проще будет попасть к ним на прием? Хотя лично я никогда на приемы к депутатам не ходил…  

Олег Смирнов, 23 года:  

— Думаю, нет никакого смысла в этом, сегодня видно, как город развивается. А деньги лучше пусть направят на строительство спортивных площадок и других нужных для молодежи объектов, а не на увеличение содержания новых депутатов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру