Россия в тылу у Китая

Пекин бросает вызов Вашингтону, даже не думая о Москве

Пекин бросает вызов Вашингтону, даже не думая о Москве
Рисунок Алексея Меринова
В состоянии острого политического конфликта с Америкой встретил в минувший уик-энд Китай наступление нового года по лунному календарю. Ссора с главной супердержавой мира стала бы поводом к самому серьезному беспокойству для любой страны, но только не для Китая. По мнению экспертов, Пекин сам спровоцировал обострение отношений с янки. Спавший многие столетия китайский дракон посылает миру ясный сигнал: я проснулся и готов побороться с Америкой за роль главного на планете. Живущего “через стенку” от дракона русского медведя это касается самым непосредственным образом.  

У любой уважающей себя страны есть несколько “любимых мозолей”: наступи на них — и ответная бурная реакция гарантирована. У Китая это остров Тайвань, который вот уже больше 60 лет наотрез отказывается подчиняться центральному правительству в Пекине, и провинция Тибет, где коренные жители жаждут независимости. В первые недели 2010 года Вашингтон умудрился задеть обе китайские болевые точки.  

Президент Обама подтвердил свое твердое намерение встретиться с духовным лидером тибетцев далай-ламой. Почти одновременно Америка объявила о грядущей продаже властям Тайваня оружия на 6,4 миллиарда долларов. Кроме того, Вашингтон требует от Пекина расследовать постоянные хакерские атаки на крупнейшие американские корпорации типа гиганта “Гугл”. Ну и в качестве гарнира: в начале февраля Барак Обама обвинил китайцев в нечестных методах глобальной экономической конкуренции. Мол, Пекин так хитроумно проводит свою валютную политику, что цена китайских товаров в США искусственно удешевляется, а американских товаров в Китае, наоборот, завышается.  

Поднебесная не осталась в долгу — американцев предупредили: если вы не измените свое поведение, последствия будут самыми ужасными.  

Возникает вопрос: а имеет ли смысл россиянам загружаться всеми этими деталями? На протяжении последних 20 лет каждый из предшественников Обамы считал своим долгом встретиться с далай-ламой. Каждый раз Пекин в ответ на это громко рявкал, но на этом все, собственно, и заканчивалось. Американские поставки оружия Тайваню и гневная реакция на это материкового Китая — тоже событие, которое происходит не в первый раз. А разборки между Пекином и Вашингтоном по экономическим вопросам и вовсе случаются с той же регулярностью, что и свары на коммунальной кухне.  

Но нынешний дипломатический конфликт между Америкой и Китаем — все же особый случай. “Китай вышел из мирового экономического кризиса легко и без особых потерь, а США, напротив, переживают этот кризис очень тяжело, — объяснил мне скрытый смысл происходящего один из крупнейших российских экспертов по Поднебесной, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер. — Налицо постепенное изменение баланса сил в мире в пользу Китая. И это дает возможность Пекину наращивать свое давление на США. Но Америка пока не идет ни на какие уступки”.  

Не будем вульгаризировать происходящее. Мы сейчас наблюдаем начало процессов, которые легко могут пойти в ту или иную сторону. Экономики Китая и США связаны, словно сиамские близнецы. Пекин обладает таким количеством казначейских обязательств США, что при желании он может обрушить всю американскую экономику. Но пойдет ли на это Китай? Ведь таким образом он обесценит свои собственные валютные запасы. А подставлять себе подножку не в современных китайских традициях. В отличие, скажем, от Тегерана в руководящих креслах в Пекине сидят не фанатики, а просчитывающие каждый свой шаг прагматики.  

Готов ли Пекин к проведению более агрессивной внешней политики? Или права британская газета “Гардиан”, написавшая на днях, что растущая мощь Китая маскирует его неуверенность по поводу будущего?  

Вопросов, как это всегда бывает, на данный момент в сотни раз больше, чем ответов. Но кое-что уже кристально ясно. В России, как всегда, бушуют словесные битвы. Понятие “модернизация” появилось в нашем политическом жаргоне совсем недавно. Но оно уже настолько заболтано и затерто, как, например, термин “перестройка” в 1990 году.  

Но что еще можно сказать при виде следующей милой картины: русский медведь сладко спит под нефтяным одеялом, а наш непосредственный сосед крепнет на глазах и уже не стесняется задирать США? Опасаться, что перед тем, как плотно заняться янки, китайский дракон решит схарчить дремлющего русского топтыгина, наверно, не стоит. Как сказал мне Яков Бергер, Китай не считает Россию своим соперником. “Мы в их глазах страна, не представляющая угрозы, их стратегический тыл”.  

Но бояться, что Россия может опоздать на “мировой экономический экспресс”, и можно и нужно. И еще: пора привыкать, что основной стратегический спарринг-партнер для Вашингтона — это уже не Москва, а Пекин. В чем-то это хорошо. В чем-то это плохо. Но это факт, от которого уже никуда не уйти.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру