Рецепт по Катыни

Польша и Россия должны аккуратно перевернуть черную страницу в истории

Польша и Россия должны аккуратно перевернуть черную страницу в истории
Отчаянную попытку добиться прорыва в деле примирения России и Польши предприняли вчера премьеры двух стран. В дни семидесятилетней годовщины массового расстрела польских офицеров в Катыни Владимир Путин и его коллега из Варшавы Дональд Туск вместе приехали на место бойни. Исторические встречи политиков имеют свойство забываться уже через несколько недель. Но если ВВП и Туску удастся хотя бы запустить процесс примирения, их вчерашний вояж может на самом деле войти в учебники истории.

Прошлое никуда не уходит, а остается с нами и в нас. Кому-то эта мысль может показаться излишне философской. Но в международной политике она имеет и чисто прикладное значение. США давно уже не совершают в Латинской Америке никаких особых злодейств. Но неформальный лозунг Уго Чавеса “к черту янки!” по-прежнему пользуется на континенте огромной популярностью. Последние полвека Япония ведет себя как образцовый гражданин мира. Но китайцы и корейцы относятся к Токио с нескрываемым подозрением.  

Россия знает об эффекте “призраков прошлого” не понаслышке. Такого количества “исторических бомб” нет, пожалуй, ни у одной другой страны мира. Большая часть государств Восточной Европы до сих пор не способна относиться к России рационально. В любой нашей инициативе политики региона сразу находят скрытый дьявольский смысл. Даже исключительно взаимовыгодные проекты из-за подозрений по Фрейду обычно оказываются на свалке. Но даже в этом ряду Польша — это нечто исключительное. И в самом центре российского синдрома Варшавы находится именно проблема бойни в Катыни.  

Пытаясь разминировать “историческую бомбу”, можно легко удариться в одну из двух крайностей. Можно вести дискуссию по принципу “сам дурак” и обречь себя на сохранение статуса кво. Собственно, именно по этому сценарию в последние два десятилетия и развивались наши отношения с Польшей. А можно бесконечно каяться, унижаться, ползать на коленях. Нечто подобное в отношениях с внешним миром мы проходили в эпоху Горбачева—Козырева, и особой пользы нам это тоже не принесло.  

Историческое примирение двух стран возможно только при их обоюдном желании перестать наконец быть заложниками прошлого. А чтобы это примирение осуществилось, история должна быть вырвана из цепких лап политиков и передана в руки профессиональных историков обеих стран, работающих в тесном контакте друг с другом. Мы не должны забывать прошлое. Но оно не должно отравлять нам настоящее и будущее.  

Именно этого и пытались достичь вчера в Катыни Путин и Туск. “Часть польской элиты приняла решение: мы должны перевернуть эту страницу истории, — объяснил мне глубинный смысл событий на Смоленщине специалист по российско-польским отношениям Юрий Солозобов. — Этот курс и олицетворяет премьер Туск. Его не надо идеализировать. Но он не на словах, а на деле хочет создать условия, чтобы Россия и Польша могли делать бизнес друг с другом”.  

Любая церемония — всего лишь церемония. Рассчитывать, что русские и поляки проснутся сегодня и забудут о грузе взаимных исторических обид, могут лишь неисправимые идеалисты. Юрий Солозобов не случайно использовал формулировку “часть польской элиты”. Другая часть польской элиты по-прежнему ориентируется на идеи президента страны Леха Качиньского, которые укладываются в нехитрую формулу: русофобия без краев и границ.  

На вчерашнюю церемонию Качиньского, допустим, не пустили. Письмо польского президента о его желании приехать очень вовремя “потеряли” в Москве. Но с польской политической сцены Качиньский и его единомышленники никуда не уйдут. Да и в России полно сторонников продолжения конфронтации между Москвой и Варшавой. Недавно весьма уважаемый бывший крупный чиновник горячо доказывал мне в частной беседе, что польских офицеров в Катыни пустили в расход с полным на то основанием.  

Однако Москва не сразу строилась. Любое историческое примирение — сложный процесс, который неминуемо затянется на годы и десятилетия. Но, как говаривал Михаил Сергеевич, важно, чтобы “процесс пошел”. Это и было вчерашней задачей-максимум ВВП и Туска в Катыни.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру