Снаружи лучше, чем внутри

Чтобы стать самым современным в мире самолетом, ПАК ФА не хватает начинки

17.06.2010 в 18:44, просмотров: 6444
Совершивший сегодня на глазах у премьер-министра свой 16-й испытательный полет ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) при всех его несомненных достоинствах пока еще нельзя назвать истребителем пятого поколения.
Снаружи лучше, чем внутри
фото: Михаил Ковалев

Когда в конце 70-х годов прошлого века в США и СССР начали формировать концепцию летающих боевых машин будущего, в обеих странах первым делом выработали списки требований к таким истребителям. Специалисты по всему миру сходятся в одном: если машина не соответствует требованиям хотя бы по двум-трем пунктам такого списка, то считаться представителем пятого поколения она не может.
Как раз из-за такого несоответствия американский F-35 и отечественный “МиГ-35” являются лишь бюджетными заменами реальным самолетам пятого поколения: F-22 и тому самолету, в который со временем превратится ПАК ФА.


Пока же отечественная разработка, продемонстрированная высоким гостям в четверг в Жуковском, соответствует лишь части требований.


Этот истребитель многофункционален. Он может быть использован и как средство завоевания господства в воздухе, и для выполнения задач ПВО, и для поражения наземных целей. В перспективе универсальность такого подхода позволит снизить стоимость обслуживания воздушного флота и затраты на подготовку пилотов, не говоря уже об удобстве тактического применения.


Истребитель пятого поколения достигает сверхзвуковой скорости при штатном режиме работы двигателей. Истребителям четвертого поколения для перехода звукового барьера приходилось включать форсаж. Установленный на ПАК ФА двигатель производства НПО “Сатурн”, несмотря на схожесть с двигателями предыдущего поколения, имеет значительные отличия. Это в первую очередь цифровая система управления и плазменная система зажигания. Вместе с перспективной конструкцией планера этот двигатель придает истребителю сверхманевренность, а это является еще одним требованием к самолетам пятого поколения. Надо отметить, что в планах уже заложено создание двигателя второго этапа, который еще больше улучшит летные характеристики будущего самолета.


Малозаметность Т-50 остается спорным моментом. Несомненно, что из всех разработанных в нашей стране военных самолетов этот является самым защищенным от радарного обнаружения. Однако американцам при создании F-22 пришлось отказаться от дополнительной маневренности в пользу большей скрытности. Есть мнение, что отечественные разработчики сделают противоположный выбор — отечественные истребители традиционно выигрывают в маневренности и проигрывают в скрытности.


ПАК ФА также оснащен новейшей радиолокационной установкой с активной фазированной антенной решеткой производства НИИ приборостроения. Этот радар позволяет вести всесторонний и многоканальный обстрел целей. Таким образом, еще одно требование к самолету пятого поколения выполнено.


Что касается другого основного требования — продвинутой авионики (круговая информационная система, автоматизация управления помехами, индикатор тактической обстановки с наложением информации, получаемой из разных источников, автоматизированная система управления), то данные по ней либо остаются засекреченными, либо слишком скупы, чтобы делать какие-либо выводы. Вероятнее всего, именно электронной начинки все еще не хватает Т-50, чтобы называться истребителем пятого поколения.


Кстати, ранее сообщалось, что индийская корпорация Hindustan Aeronautics Limited будет разрабатывать навигационную систему и бортовой компьютер для экспортного варианта Т-50.

Заявленные характеристики ПАК ФА
Экипаж: 1 человек.
Длина: 20,4 метра.
Размах крыла: 14,7 метра.
Максимальная взлетная масса: 35 480 кг.
Предельная скорость: 2600 км/ч.
Максимальная бесфорсажная скорость: 2100 км/ч.
Практическая дальность полета: 4300 км.
Практический потолок: 20 000 метров.
Вооружение: 30-мм пушка, 8 внутренних точек подвески и 8 внешних.

Характеристики F-22 Raptor
Экипаж: 1 человек.
Длина: 18,9 метра.
Размах крыла: 13,5 метра.
Максимальная взлетная масса: 38 000 кг.
Предельная скорость: 2410 км/ч.
Максимальная бесфорсажная скорость: 1963 км/ч.
Практическая дальность полета: 3219 км.
Практический потолок: 19 812 метров.
Вооружение: 20-мм пушка, 8 внутренних точек подвески и 4 внешних.