Михалков хочет стать копирастом

Кто станет собирать налог на “болванки”, станет известно осенью

Путь к звездам как обычно лежит через тернии. Что в данном конкретном случае означает: цивилизованным наше общество может стать, только введя еще один налог. Точнее, авторские отчисления с производителей и импортеров аудио- и видеотехники и чистых носителей. Таким вот замысловатым образом все прогрессивное человечество компенсирует творцам неизбежные потери от пиратского выпуска их продукции. Претендентов на звание “главного российского копираста” (так на жаргоне называют сторонников авторских прав) — двое: Никита Михалков и Ахмед Тагибов.
Кто станет собирать налог на “болванки”, станет известно осенью
Рисунок Алексея Меринова

Конечно, Никита Михалков давно уже стал своего рода красной тряпкой для многих представителей творческой интеллигенции. Слишком часто он возглавляет не совсем творческие структуры, допущенные к переделу финансовых потоков. Однако со сбором авторских отчислений с производителей и импортеров аудио- и видеотехники и чистых носителей не все так просто. И обвинять режиссера в попытке обложить всех зрителей и слушателей дополнительным побором для начала не совсем корректно.


Начнем с закона. А именно — со статьи 1245 части IV Гражданского кодекса (ГК), вступившего в силу 1 января 2008 года. В ней предписывается собирать авторские отчисления с импортеров и производителей записывающей аппаратуры и чистых носителей (CD, DVD, CD-ROM и пр.). Указывается даже, как делить собранное: 40% — авторам, по 30% — исполнителям и производителям фонограмм. Фактически то же самое требовал с1993 по 2008 год закон индивидуального действия “Об авторских и смежных правах”. Это не чисто российское изобретение, как могло бы показаться, а заимствование западной правовой практики. Там давно поняли, что лучшего способа спасти творцов от интеллектуальных пиратов не найти. В прошлом году в Евросоюзе собрали более 2 млрд. евро авторских отчислений. Столь приличная сумма образовалась прежде всего за счет весьма приличных процентов отчислений — в разных странах они колеблются, по данным российских правообладательных организаций, от 15% до 17%. На Украине также давно уже действует похожая схема отъема денег у потребителей (понятно, что в конечном итоге за все платит именно конечный потребитель, то есть мы с вами) — 3% с аппаратуры и 5% с чистых носителей. При этом сборщиками средств повсеместно назначаются не казенные структуры, а некоммерческие партнерства наподобие Российского авторского общества (РАО), аккредитованные государством. В ином случае деньги будут попадать напрямую в бюджет. А оттуда, как известно, выдачи творцам нет.


Другое дело, что до сих пор неповоротливый российский госаппарат так и не смог наладить сбор авторских средств при недопущении излишнего роста цен на электронику. Это очень, мягко говоря, не нравится партнерам России на Западе.Впрочем, полезно напомнить, что за до сих пор никем не собранные авторские отчисления в России с 1997 года, когда был создано Российское общество по смежным правам (РОСП), руководимое Ахмедом Тагибовым, идет ожесточенная борьба. Так, с января 1999-го по 15 ноября 2007 года Федеральная таможенная служба (ФТС) собирала в пользу РОСП (было соответствующее соглашение ряда правообладательных организаций, за исключением Российского фонографического общества с Минкультом) гарантийные обязательства у добросовестных импортеров по дальнейшей выплате авторских отчислений. Представители РОСП в 2007 году даже утверждали, что все гарантийные деньги будут обязательно собраны. Что крайне напугало добросовестных потребителей. Так как РОСП предлагал и предлагает сейчас собирать 5% с чистых дисков и 3% с компьютеров, мобильных телефонов и т.п., то нас ожидал бы буквально грандиозный всплеск цен на практически всю электронику. Однако 15 ноября 2007 года ФТС прекратила требовать гарантийные обязательства.


Наконец, сейчас антипиратская кампания подходит к финалу. Росохранкультура должна аккредитовать одну из организаций, которой и будут поручено собирать и распределять авторские отчисления. Они, кстати, оцениваются, в примерно $400 млн. в год. Конкурентов два: уже упомянутое РОСП и недавно образованный РАО и Союзом кинематографистов Российский союз правообладателей (РСП), которым и руководит Никита Михалков. Запросы РСП скромнее, чем у РОСП: 1% сборов с аппаратуры и 3% — с чистых носителей. На розничной цене эти проценты скажутся мало — средний ноутбук подорожает рублей на 100—150. Но чтобы совсем не заметить финансовых игр правообладательных союзов, то лучше найти среди них такой, который согласился бы реализовать последнее предложение Минкульта — не более 0,5% и с аппаратуры, и с чистых дисков.


В общем, все могло бы выглядеть вполне пристойно, если бы не неизбежные сомнения: а деньги как распределять будут? В 2007 году РОСП предлагал авторские отчисления делить не на три части, как в ГК, а на пять: 15% — самим охранителям прав, 10% — фонду при Минкульте, остальное — уже самим творцам. Никита Михалков также известен “смелыми” действиями в области перераспределения финансовых потоков, включая бюджетные. Так что переплата даже нескольких рублей так называемым правообладателям, да еще частникам, совершенно не вызывает энтузиазма.

 


Константин Смирнов



Никита Михалков считает, что для развития кинематографа нужно вводить электронные билеты и больше строить. В столице необходим Дворец Московского кинофестиваля, а в малых городах — кинотеатры. Помочь с решением проблем режиссер попросил Владимира Путина.


Встреча ВВП и Михалкова состоялась в минувшую субботу и официально была посвящена итогам закончившегося Московского международного кинофестиваля. “Сейчас, как видите, мы вас не беспокоим. Сейчас вы можете сказать, что мы вам билетов не присылаем”. “Но деньги все равно нужны”, — усмехнулся Путин. “Деньги нужны”, — не стал скромничать Михалков. По его словам, для развития кинорынка в России нужно, во-первых, вводить электронные билеты, чтобы можно было учитывать, сколько именно людей посмотрело кино, во-вторых, строить кинотеатры в малых городах. “70% населения не обслуживается кинематографом”.


Между тем существует еще одна проблема, которая немало волнует Никиту Михалкова. Речь идет о сборе авторских отчислений с производителей и импортеров аудио- и видеотехники и чистых носителей. На днях Росохранкультура закончила прием заявок на сбор этих самых отчислений. Претендентов двое: Российский союз правообладателей Никиты Михалкова и Российское общество по смежным правам Ахмеда Тагибова. Одна из этих двух организаций будет аккредитована Росохранкультурой 20 сентября. По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, тема авторских отчислений на встрече премьера и Михалкова не обсуждалась. Что касается отношения премьера к этому вопросу, то оно “будет зависеть от детальной проработки” темы авторских отчислений. “Этот вопрос нельзя решать по-буденновски”, — заявил “МК” Песков.

 


Наталья Галимова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру