Главный гость Генассамблеи ООН - президент Ирана

Исламская республика делает первые шаги навстречу США

Как всегда в сентябре-октябре, Нью-Йорк частично парализован сессией Генеральной Ассамблеи ООН. В течение дня полиция перекрывает то одну, то другую улицу, обеспечивая беспрепятственный проезд премьер-министрам, президентам и прочим VIPам из почти 200 стран. Звездами этого политического супершоу в разные годы становились личности в диапазоне от Манделы до Фиделя, а в этом году звезда первой величины – президент Ирана. Слава Богу, не Ахмадинежад, который с трибуны Генассамблеи громил огненной риторикой сионистов и империалистов, а новый президент Исламской Республики – Хасан Рухани.

Исламская республика делает первые шаги навстречу США
Хасан Рухани

Почему эта фигура привлекла к себе повышенное внимание в Америке? Не только потому, что этого человека считают гораздо более умеренным и толерантным по отношению к Западу (он учился в магистратуре и защищал докторскую диссертацию в Шотландии, владеет несколькими европейскими языками, включая русский), чем его предшественник. От него ожидали каких-то шагов навстречу Западу, и он не заставил себя ждать: со времени его избрания 15 июня с.г. уже произошло несколько знаменательных событий.

Хасан Рухани обменялся письмами с Бараком Обамой. В Иране было выпущено на свободу 11 политзаключенных. Рухани осторожно предупредил Корпус стражей исламской революции – военизированное формирование, которое обычно осуществляет разные антизападные провокации, – о том, что ему не следует лезть в политику. В интервью американской телекомпании NBC Рухани заявил, что имеет все полномочия договориться с Западом об иранской ядерной программе (относительно которой он, заметим, в прошлом вел переговоры в качестве председателя Высшего совета национальной безопасности Ирана). Затем в газете The Washington Post появилась статья Рухани, в которой он обратился к лидерам других стран с призывом «искренне откликнуться на усилия правительства Ирана по налаживанию конструктивного диалога».

Президент США в письме своему иранскому коллеге сделал осторожный шаг навстречу – Обама написал Рухани, что «США готовы разрешить ядерную проблему таким образом, чтобы Иран мог продемонстрировать, что его ядерная программа служит исключительно мирным целям». Будут ли лидеры обеих стран обсуждать эту – главную – проблему во время сессии ГА ООН? Нет, не будут. Во-первых, ядерная программа Ирана является предметом переговоров между Ираном и группой «5+1», а не между Ираном и США. Во-вторых, Обама и его советники считают преждевременным проводить какую-либо встречу на высшем уровне до того, как Иран пошел на какие-либо реальные уступки. Как сообщает информагентство Reuters со ссылкой на источники в правительстве США, дипломаты попытаются организовать «случайное» рукопожатие между Рухани и Обамой в кулуарах сессии ГА ООН, и этим пока все ограничится.

В Америке с некоторым скептицизмом воспринимают иранские инициативы, хотя Рухани для Вашингтона – очень подходящий партнер: умеренный и пользующийся поддержкой как исламских фундаменталистов, так и прозападных реформистов. Главное лицо в Иране, однако, не президент, а главный духовный лидер – верховный аятолла Хаменеи, нечто вроде советского генсека ЦК КПСС над председателем Верховного Совета СССР (номинальным «президентом»). А Хаменеи может просто использовать Рухани как удобный инструмент для: а) достижения договоренности с Западом на приемлемых для себя условиях; б) затягивания переговоров с целью выиграть дополнительное время для осуществления ядерной программы.

Но и верховный аятолла, похоже, начал проявлять некоторую гибкость – по крайней мере, слово «гибкость» прозвучало в его речи 17 сентября о делах давно минувших дней: «Я согласен с «героической гибкостью», проявленной много лет назад (Хаменеи говорит о договоре, который заключил с противником, показавшим превосходство на поле битвы, внук пророка Мухаммеда, второй шиитский имам Хасан в 7-м веке н.э. – И.Б.). Такой подход в определенных ситуациях очень хорош и необходим – при условии, что мы сохраняем приверженность нашим основополагающим принципам».

Возможно, верховный аятолла сознательно перебросил исторический мостик от одного Хасана к другому – Рухани. А сделать это его, не исключено, побудила угроза применения силы против Сирии, отмечает американский журнал Foreign Policy. «Возможно, – пишет журнал, – Хаменеи решил «пересчитать заново», видя решимость администрации президента Обамы сосредоточиться прежде всего на контроле над оружием массового уничтожения и готовность США ради этого даже пожертвовать сирийской оппозицией и вопросами прав человека». Если Америка на все готова – от соглашения с Россией до односторонней силовой акции – ради уничтожения сирийского химоружия, то иранского ядерного оружия она явно не допустит.

Пока все это «вилами писано» по воде Ист-Ривер, на берегу которой начались в штаб-квартире ООН заседания, речи, встречи и закулисные контакты, порой самые неожиданные. Будут ли в этом году сюрпризы – посмотрим.

Илья Бараникас, собкор «МК», Нью-Йорк

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру