Большая ложь на Капитолии: Агентство национальной безопасности США переходит в наступление

Глава разведки оправдывает шпионаж за иностранными лидерами и гражданами

Обычно дикторы Би-би-си читают новости размеренно, бесстрастным голосом как бы добру и злу внимая равнодушно. Эмоции не в их духе и стиле. Но вот во вторник 29 октября, сидя за рулем и поймав Лондон, я услышал почти что из ряда вон выходящее. Диктор, читавший новости, возмущался и не скрывал этого. Он рассказывал о слушаниях на Капитолии в комитете по делам разведки палаты представителей конгресса США.

Глава разведки оправдывает шпионаж за иностранными лидерами и гражданами

Перед законодателями выступали директор Агентства Национальной безопасности (АНБ) генерал Кейт Александер и его непосредственный шеф директор национальной разведки Джеймс Клэппер. Оба они словно набрались мудрости от генералисимуса Сталина, утверждавшего, что контрнаступление самый интересный вид наступления. И вот они не только не признавали своей вины за тотальную прослушку своих граждан, своих союзников и их лидеров, но переходили в атаку на конгресс и даже на Белый дом. Для начала генерал Александер заявил, что все сообщения в печати, основанные на данных, полученных от свистуна Эдварда Сноудена «абсолютно фальшивы». Генерал сказал: «Хочу быть абсолютно ясно понят. Все это не является информацией, которую мы собирали среди европейских граждан. Эта информация, которую мы и наши союзники по НАТО собирали вместе для того, чтобы защитить наши страны в военных операциях».

Слушания в комитете по разведке палаты были формально посвящены необходимости корректировки 35-летнего закона о разведке на иностранной территории (сокращенно FISA), но вылились в его восхваление. Председатель комитета Майкл Роджерс заявил, что сбор развединформации об иностранных государствах весьма важен для защиты этих же стран, а также Америки, от угрозы терроризма. Он сказал: «Каждое государство собирает разведывательные данные другого государства. Так, что это не уникально для США. Уникально другое — насколько в США следят за действиями своей разведки, насколько Соединенные Штаты защищают прайвеси. И насколько они соблюдают баланс в сборе разведывательной информации». Генерал Александер развивал свое наступление, подбадриваемый членами комитета. Он говорил, что международные медиа неправильно интерпретировали документы, которые просочились в открытую печать благодаря Сноудену. Он говорил о том, что АНБ вполне законно собирал метаинформацию, снимая ее с телефонных разговоров. А другая метаинформация поступала в АНБ непосредственно от американских союзников в НАТО. Он сказал также, что европейские разведслужбы подслушивали телефонные разговоры в военных зонах и в других местах за пределами своих границ и делились ими с АНБ. Защищая деятельность своей организации генерал Александер говорил, что она спасла много жизней «не только в США, но и в Европе и во всем мире». Шеф генерала Александера Джеймс Клэппер пошел еще дальше. Он сказал, что подслушка иностранных лидеров «фундаментально» важна для разведывательного сообщества США. Необходимо знать об их намерениях, а для этого необходимо быть как можно ближе к ним. (Как например, к мобильнику Ангелы Меркель). Это, сказал Клэппер, «одно из первых правил чему я научился за 50 лет моей разведывательной карьеры». На вопрос Роджерса: занимаются ли союзники США шпионажем против Америки, Клэппер ответил коротко и ясно: «Абсолютно!» Клэппер признал, что откровения Сноудена нанесли «чрезвычайный ущерб» американской разведке, но сама ее деятельность была законной и проходила под «строгим надзором». В стиле советских лидеров Клэппер отметил, что наряду с достигнутыми успехами были и отдельные недостатки. Но он списал их на «человеческие ошибки и технические проблемы». Он сказал, что эти ошибки и проблемы были обнаружены и исправлены.

Вслед за своим шефом признал «отдельные недостатки» и генерал Александер. Он сказал, что вся накопленная информация доступна только 22 служащим АНБ, а в базу данных агентства могут заглядывать лишь 30 человек. Касаясь документов, опубликованных с подачи Сноудена, генерал Александер сказал, что сообщения международных СМИ о деятельности спецслужб, которые якобы подобно пылесосу всасывали десятки миллионов телефонных разговоров во Франции, Италии и Испании, «абсолютная чепуха». Эта информация, по крайней мере, частично, собиралась спецслужбами этих стран и передавалась АНБ.

И Клэппер, и генерал Александер предупреждали законодателей не обсуждать секретные программы, поскольку это нанесет удар по национальной безопасности США. Когда речь зашла о том, что многие законодатели были шокированы разоблачениями Сноудена, мистер Клэппер позволил себе пошутить: «Я не покупаюсь на их реакцию. Это напоминает мне «Касабланку». Он имел в виду культовый фильм с Хэмфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях, точнее – реплику коррумпированного французского офицера полиции, который, притворяясь возмущенным, восклицает о ресторане, где проходит действие фильма: «Боже мой, здесь оказывается, играют в азартные игры!?» Хотя он отлично это знает.

И Клэппер, и генерал Александер отбиваясь от критиков заявили, что «Белый дом давно знает в общих чертах о деятельности АНБ». Так Клэппер говорил, что он постоянно держал в курсе событий главных членов Совета национальной безопасности при президенте. Правда он не сказал, докладывали ли они полученную от него информацию президенту Обаме. Однако он решительно отверг утверждения о том, что Белый дом находился в неведении. (В английском оригинале «в темноте»). И Клэппер, и генерал Александер столь же решительно отвергали утверждения о том, что занимались ковбойскими наскоками, о которых якобы не знали их высокие шефы. Эти заявления Клэппера и Александера, по мнению печати, отражают растущее в американском разведывательном сообществе возмущение Белым домом, пытающимся якобы свалить вину с больной головы на здоровую. Генерал Александер назвал «абсолютно ложными» медийные сообщения о том, что АНБ проводило прослушки десятков миллионов граждан Франции, Италии и Испании. Эта информация по его словам, собиралась разведками упомянутых стран, а затем передавалась в АНБ. Что же касается прослушки лидеров стран НАТО, то по словам Клэппера, разведки этих стран в свою очередь также подслушивали лидеров США. Что же касается Белого дома, Клэппер сказал: «Они могли знать, что мы подслушиваем иностранных лидеров и они это знали».

Это же подтверждает и Майкл Аллен, член Совета национальной безопасности в администрации президента Буша-сына. Он же был в свое время и директором комитета по разведке палаты представителей конгресса США. Вот что говорит Аллен: «Было бы из ряда вон выходящим, если бы главные сотрудники Белого дома не знали источников и методов сбора информации АНБ. Эта информация помогает руководителям политики взвешивать надежность разведывательных данных». Г-н Аллен является автором книги о реформах в разведывательном сообществе. Она озаглавлена «Мигает красный свет». В ней говорится, что весьма часто информация поступает к президенту, когда он готовится к телефонным разговорам или встречам с зарубежными лидерами. В связи с заявлением Аллена, представитель Белого дома, который предпочел сохранить свое имя анонимным, заявил, что президент Обама больше интересуется ежедневными брифингами шефов разведки по таким вопросам, как заговоры «Аль-Каиды» или ядерная программа Ирана. Что касается разведданных о Германии, они редко фигурируют во время брифингов. Другой, и тоже анонимный, сотрудник Белого дома сказал, что Обама обычно не опирается на разведывательные доклады, когда готовится к телефонным разговорам с канцлером Германии Меркель: «Он знает ее очень хорошо. Он разговаривает с ней не регулярной основе, и наши правительства работают вместе ежедневно по самым разным вопросам».

Итак, за исключением слабого повизгивания из капитолийской подворотни конгресс встретил «подсудимых» как триумфаторов. Воздал им хвалу и спикер палаты Джон Бейнер. Когда либеральный конгрессмен-демократ от штата Калифорния Адам Шифф спросил у Клэппера: «Считаете ли вы, что подслушивание лидеров союзных государств настолько важная разведывательная активность, что она требует донесения о ней комитетам конгресса по разведке?». Он получил немедленно «отлуп» от председателя комитета Роджерса. Выговаривая своему коллеге, Роджерс сказал, что г-н Шифф нуждается во времени для того, чтобы «образовать себя» в области работы комитета, членом которого он состоит. «Делать вид, что мы бродим в темноте, для меня мистификация, — сказал Роджерс. — Получается, что наш комитет не имеет полного понимания активности, которой занимается разведывательное сообщество».

Итак, судьи и подсудимые поменялись местами. Да, было от чего диктору британской радиостанции забыть об английской сдержанности и политике своего канала и взорваться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру